Тайны секретных художников

Пресс-центр

В пресс-центре «Парламентской газеты» открылась выставка «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки».

Делать деньги — это своего рода искусство. И в прямом, и в переносном смысле этого слова — изготавливать купюры разных номиналов. О том, как создаются денежные купюры, а также другие ценные бумаги, в том числе почтовые марки, облигации, документы, рассказывает открывшаяся в «Парламентской газете» не­обычная выставка. Экспозиция представляет собой частную коллекцию, собранную из домашних архивов и открытых официальных источников детьми и учениками художников-графиков и гравёров-художников, которые в советское время работали на Московской печатной фабрике «Гознак».

О создании выставки, её художественном и гражданско-патриотическом значении рассказали на её открытии.

Зачем нужна классическая гравюра?

По словам организатора и куратора выставки, члена-корреспондента Национальной академии филателии Галины Анисимовой, представленная экспозиция — наглядный рассказ о школе оформления ценных бумаг и классической денежной гравюре. В названии выставки звучит слово «секретные» — не столько потому, что художники давали подписку о неразглашении секретов изготовления ценных бумаг, сколько потому, что о них практически не знают и, кроме нашей выставки, об их творчестве не рассказывается. Более того, они числились рабочими, их даже не принимали в Союз художников.

Считается, что ценные бумаги — это плод общего труда всего коллектива Московской печатной фабрики «Гознак» (производство денег включает в себя около 60 операций). К их созданию причастны и охранники, и печатники, и электрики, и — среди прочего — художники-графики, которые делали эскизы этих документов, разрабатывали дизайн, и гравёры-художники, выполнявшие вручную классическую гравюру на печатных формах. О двух последних уникальных гознаковских специальностях — художниках-графиках и гравёрах-художниках, чьими руками создавалась, можно сказать, визитная карточка нашего государства, и рассказывает выставка. Их было всего несколько человек на весь Советский Союз. А вот их работы все держали в руках, ими пользовались многие десятилетия, по ним нашу страну узнавали во всём мире.

Впрочем, советская школа являлась продолжением существовавшей ещё с XIX века русской школы оформления ценных бумаг, признанной лучшей в мире. Классическая (резцовая) гравюра всегда была не только украшением ценных бумаг страны, но и самым надёжным способом защиты денежных купюр от подделок. Ведь даже сам гравёр-художник не в состоянии абсолютно точно повторить свою же работу «один в один» — всегда будут отличия в направлении, глубине и положении штрихов.

Эталонами классической гравюры, на которые равнялись в советское время, были портреты Петра Первого и Екатерины Второй на царских деньгах — на тех, которые в художественной литературе именуются «катеньками» и «петеньками».

В разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, государство нашло возможность и средства, чтобы сохранить и передать молодёжи секреты старой русской школы оформления ценных бумаг и обучить уникальным художественным специальностям. Было понимание, что война кончится и стране понадобятся новые ценные бумаги, а значит, и специалисты. Тогда буквально с улицы, без вступительных экзаменов, набрали школьников, закончивших 6-7 классов, организовали специальное ремесленное училище Гознака. Детей накормили, обули, одели и в течение пяти лет скрупулезно готовили из них уникальных специалистов высокого класса для работы на Гознаке. Будущим художникам-графикам секреты оформления ценных бумаг передали главный художник Го­знака Иван Дубасов и его заместитель Сергей Поманский, а классическую гравюру ребята изучали под руководством гравёров-художников Семёна Афёрова и Николая Михеева. И учили серьёзно, по-настоящему, не жалели для детей дорогостоящие медные пластины и лучшие американские штихели, изучали историю искусств, водили в музеи. В результате после окончания войны в мастерскую художников Гознака пришли молодые графики ­Сергей Адрианов, Виктор Ермаков, Юрий Лукьянов и Игорь Крылков, а также гравёры-художники Лидия Майорова и Татьяна Никитина, которые потом на протяжении нескольких десятилетий были основой творческого коллектива фабрики. В первую очередь им, художникам военного набора 1943 года, их учителям и ученикам посвящена выставка.

После войны ремесленное училище переименовали в техникум, через несколько лет его и вовсе закрыли (по соображениям безопасности не требовалось большого числа специалистов в данной отрасли), а подготовку последующих поколений учеников возложили на работающих художников.

В 90-е годы школу резцовой классической гравюры на Го­знаке не сохранили. В связи с переходом на компьютерные технологии она практически утрачена. А повторить компьютерную гравюру в отличие от ручной в принципе не очень сложно. Не случайно в Евросоюзе, использующем собственную валюту, во многих странах сохранена школа ручной резцовой гравюры. На всякий случай…

Академик Российской академии художеств, ранее гравёр-художник Гознака Владимир Мочалов отметил: «Секретные советские художники — это люди, которых в принципе никто не должен был знать, так как их творчество недопустимо было перенести, что называется, в домашние условия. Это люди, которые свою работу выполняли без ошибок, для чего требовались твёрдая рука и ясный ум. Я до сих пор во время работы чувствую, как будто за моей спиной стоят и не дают мне права на ошибку мои гознаковские учителя — Татьяна Никитина, Лидия Майорова, Иван Дубасов и другие». Он посетовал, что мастера тех лет забыты, однако они достойны того, чтобы о них помнили и говорили.

Как делают деньги

«Когда я пришёл на Гознак и узнал, что из себя представляют настоящие бумажные деньги с точки зрения полиграфии, я понял, что подделывать их бесполезно, — рассказал художник-каллиграф Юрий Ковердяев. — Никогда нельзя доподлинно учесть все защитные особенности — известные только немногочисленным экспертам мелочи, которые и превращают красивую картинку в банкноту. Только на первый взгляд всё кажется несложным: просто аккуратно выполненная графика и печать, доступная теперь едва ли не любому желающему».

В самом деле, ведь начинается всё с обычного заказа, как на любую другую печатную продукцию — списка требований с указанием размеров, цветовой гаммы, перечня изображений, которые должны быть на купюре, их стиля и видов печати. Вроде и работа идёт так же: собираешь материалы из доступных тебе источников, набрасываешь предварительные варианты композиции, согласуешь их по мере надобности с другими художниками, работающими с тобой над одной серией, потом приступаешь к отрисовке эскиза.

Эскиз на Гознаке — это внешне настоящее изделие (не только, кстати, деньги), какое будут держать в руках и узнавать при самом беглом взгляде. Все основные графические элементы и детали должны быть прорисованы с такой тщательностью, чтобы могли, помимо визуальной убедительности, служить и чисто техническим образцом для инструментального (а теперь компьютерного) воссоздания в качестве элементов защиты. Это только в кино «профессор» за полчаса десятку нарисует, но не дано ему знать, что абсолютно всё изображённое на банкноте является в той или иной степени элементами защиты от подделки: буквально каждому изображению определён совершенно конкретный набор технических требований, малейшее отклонение от которых недопустимо. Ведь главное, что должен постоянно учитывать дизайнер, — это, с одной стороны, параметры каждого элемента, с другой — многомиллионный тираж изделия, которое он придумал, возможности данной печатной машины, всех используемых видов печати, свойства бумаги и определённых красок в различных условиях, под разными углами зрения и при подсветке их специфическими индикационными лучами. Как художник, он предвидит все возможные варианты обращения с деньгами, цельность всей композиции и каждого изображения, что бы с купюрой ни происходило.

И когда уже после нескольких доделок и перерисовок эскиз утверждается на всех уровнях, он становится законом для всей огромной технологической цепочки из более чем шестидесяти звеньев, венцом которой является денежная купюра.

Эскиз поступает в производство, «разбирается на части». Самая сложная — резцовая гравюра — передаётся на исполнение художникам-гравёрам, уникальным мастерам, наличием которых могут похвастать только самые развитые в культурном и полиграфическом отношении государства, да и то их можно перечесть по пальцам. То, что кажется просто штриховым рисунком, оказывается специфическим видом защиты, в точности повторить который не способен ни один компьютер.

Графическую линейку продолжают фоновые, орнаментальные, шрифтовые изображения, каждое из которых вручную отрисовывается с безупречным качеством. Циклические изображения — фоновые сетки, бордюры, розетки, равномерные и переменные штриховки — выполняются мастерами-гильоширами.

Когда картинка готова, материалы передаются технологам, которые в тесной связи со специалистами по защите вносят целый ряд дополнительных защитных элементов и деталей, как правило, невидимых на первый, а часто и на второй, и третий взгляд. Всё вроде бы такое же, каким получено от художников и копировщиков, но на самом деле это уже «боевой» набор изображений, по которому делаются печатные формы.

в домашних условиях…

Несмотря на секретность работы художников и гравёров Гознака, независимо от них иногда появлялись «доморощенные» специалисты по производству денег, иначе говоря, фальшивомонетчики. По воспоминаниям старых специалистов Го­знака, однажды Комитет государственной безопасности задержал такого «специалиста» и для оценки его квалификации преступник был доставлен в цех Гознака. Там ему предложили своего рода следственный эксперимент: выдали простой медицинский скальпель и кусок резины — подножный коврик из автомобиля. Всего за несколько часов работы фальшивомонетчик вырезал плату для печати десятирублёвой банкноты, оттиск с которой на расстоянии вытянутой руки можно было принять за подлинную купюру. Художники предложили тогда сотрудникам КГБ оставить «специалиста» отбывать наказание у них. Но предложение было отклонено: говорят, для него нашлась более ответственная работа…

cмена символов

Вскоре после революционных событий 1917 года в новообразовавшихся независимых республиках бывшей Российской империи возникла необходимость выпуска собственных денежных знаков. В ряде случаев для этого использовались клише царских купюр, но императрице в руку вместо скипетра вкладывали пучок колосьев пшеницы — теперь этот рисунок символизировал плодородие.

Просмотров 853

07.05.2014 20:53

Загрузка...

Популярно в соцсетях