Коррупция — это серьёзный вызов для государства
Неделя Федерального Собрания
Новые методы борьбы с коррупцией обсуждали в Москве на Третьем Евразийском международном антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции». Выступая на форуме, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин заметил, что международный диалог о том, как лучше и эффективнее бороться с коррупцией, очень актуален для стран — участниц евразийской интеграции. Ведь во многих из них противодействие этому опасному явлению является приоритетом развития на ближайшие годы. Перед началом форума один из его организаторов, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, академик Талия Хабриева рассказала «Парламентской газете» о методах борьбы с коррупцией на современном этапе.
- Известно, что коррупция может видоизменяться. Можно ли сказать, что на данный момент она опережает наше законодательство?- Коррупция представляет собой серьёзный вызов для любого современного государства и общества.
Вы правы, коррупция как сложное социальное явление постоянно эволюционирует, видоизменяясь в зависимости от предпринимаемых мер. Поэтому нужно постоянно изучать эффективность как позитивных мер воздействия на коррупцию (например, повышение зарплат и уровня социального обеспечения полицейских), так негативных (применение мер юридической ответственности).
Большинство экспертов признают, что правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации уже сформированы. Однако потенциал для совершенствования законодательства в данной области существует. Речь идёт о необходимости формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения.
Эффективным может стать также использование института конфискации, в том числе расширенной и гражданской конфискации без уголовного осуждения.
Особо важным направлением развития законодательства является организация и тактика защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции. Надо заметить, что принцип защиты информаторов заложен в основу борьбы с коррупцией многих зарубежных государств (Сингапура, США, Южной Кореи, Китая и других). В России такая защита предоставляется в основном государственным и муниципальным служащим. Но необходимо предусмотреть возможность предоставления такой защиты не только публичным должностным лицам, но и гражданам, сообщающим о фактах коррупции.
- Какие новые технологии в борьбе с коррупцией предстоит внедрить в ближайшее время?
- Многие современные антикоррупционные технологии уже активно применяются. Речь идёт об антикоррупционной экспертизе, мониторинге правоприменения, оценке регулирующего воздействия и другом.
Особый интерес представляет нейролингвистическая юридическая технология, которая затрагивает вопросы совершенствования языка закона, его мотивационного воздействия на человека. Кроме того, в последние годы стремительно развиваются информационно-правовые технологии систематизации законодательства и обработки правовых данных.
Много делается для усаиления взаимодействия государства и институтов гражданского общества в антикоррупционной сфере. Так, в Китае создали единый информационный портал и единый телефон доверия, в рамках которых каждый может оставить информацию о ставших известными ему фактах коррупции. Вопрос о внедрении подобных технологий (проект «телефон доверия») в настоящее время прорабатывается в Республике Казахстан. Такой опыт представляет значительный интерес для реализации и на территории других государств.
- В чём, в частности, может заключаться Евразийская стратегия борьбы с коррупцией?
- Что же касается содержания именно Евразийской стратегии противодействия коррупции, то она должна сфокусироваться на трёх аспектах.
Первый связан с определением основных направлений противодействия коррупции для обеспечения единообразия правовых систем государств — участников Евразийского союза в части использования понятийного аппарата, установления критериев применения различных видов ответственности к коррупционным правонарушениям, определения конкретных составов правонарушений.
Второй аспект должен создать чёткий механизм мониторинга ситуации по противодействию коррупции в ЕвразЭС на регулярной основе и основные индикаторы его реализации.
Третий должен затронуть вопросы противодействия коррупции на наднациональном уровне для защиты финансово-экономических и организационных интересов союза. В этой связи в рамках союза потребуется также разработать и сформулировать собственное понимание транснациональной коррупции.
досье
Хабриева Талия ЯрулловнаС 2001 года — директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Профессор, доктор наук.
В 2013 году стала первой в истории России женщиной вице-президентом РАН. Член Европейской комиссии за демократию через право, Международного научного совета Фонда континентального права при Министерстве юстиции Франции.