Борьба за баллы
Социум
Школы соревнуются между собой по результатам ЕГЭ, а страдают дети
Сдавать ЕГЭ в этом году будут 750 тысяч российских школьников. Экзаменационное волнение подогревается сообщениями о беспрецедентных мерах контроля за проведением итоговой аттестации. Задания будут доставлять в регионах спецтранспортом как особо секретный груз, а классы оснастят видеокамерами, которые использовались на выборах… О том, какие меры помогут провести ЕГЭ честно и объективно, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова.
- Любовь Николаевна, будущих выпускников и их родителей сейчас беспокоит, не возникнет ли дефицита мест в вузах из-за того, что Министерство образования и науки пообещало принимать крымских школьников в российские университеты без экзаменов?
- Контрольная цифра приёма в вузы просчитывается Министерством образования и науки и устанавливается Правительством каждый год в соответствии с нормами закона, учитывается количество потенциальных абитуриентов в возрасте от 17 до 28 лет. Так что бюджетных мест, как и всегда, будет не больше и не меньше, а столько, сколько нужно. Распределение по направлениям подготовки — другой вопрос. На сегодняшний день у нас переизбыток подготовленных кадров в области экономики и юриспруденции и дефицит инженерных и технических специальностей, в зависимости от этого изменяется число мест на те или иные факультеты. В этом году впервые после перехода на двухуровневую систему образования в нашей стране выпускаются бакалавры, поэтому на сто процентов увеличилось число бюджетных мест в магистратуре. По факту выпускников в 2014 году меньше, чем в прошлом году на 3,5 процента, а контрольная цифра приёма ниже всего на полтора.
- В СМИ всё чаще появляются страшилки об особом ужесточении контроля за проведением ЕГЭ в этом году, что же на самом деле ждёт школьников?
- Само словосочетание «Единый государственный экзамен» реанимации в общественном сознании уже не подлежит. Назови по-другому, и острота тут же снимется. Пока же статьи о предстоящем ЕГЭ напоминают мне сводки военных действий, постоянно что-то происходит и меняется. На самом деле уже несколько лет действует правило, в своё время установленное на заседании комиссии при Президенте по усовершенствованию вопросов Единого государственного экзамена, согласно которому все изменения должны быть приняты и обнародованы до 1 сентября нового учебного года. Те «новшества», которыми сегодня пугают выпускников и их родителей, по сути, не являются особенностью именно этого года, они прописаны в Законе «Об образовании» как составные части ЕГЭ ещё в 2007 году. Государственная итоговая аттестация входит в полномочия региональной власти. Субъекты сами принимают решение, использовать, например, видеокамеры или нет. Если принудить регионы в обязательном порядке оснащать классы камерами наблюдения, то встанет вопрос о финансировании, так как затраты на итоговую аттестацию несут региональные бюджеты. Задания и раньше отличались по четырем часовым зонам. А изменения способа доставки контрольно-измерительных материалов в регионы самого ребёнка не касаются. В целом же механизм усиления контроля и мер наказания, на мой взгляд, сегодня перезакручен. Одними угрозами эффекта не достичь. Объективная оценка собственных знаний должна стать внутренней потребностью человека.
- Пока складывается впечатление, что это оценка деятельности педагогов и директоров школ…
- Больше того, ЕГЭ становится мерилом и губернаторской деятельности. Составляются всероссийские рейтинги школ по среднему баллу Единого госэкзамена! Это всё равно что рейтинг больниц по общей температуре. ЕГЭ потому и критикуем, что его используют не по назначению, а применять его надо исключительно для измерения знаний выпускника. А что уж с этими знаниями делать — второй вопрос. Если принимать в вуз, то надо чем-то компенсировать, чтобы поступление зависело не только от результатов ЕГЭ. К сожалению, идея с портфолио (сборник внеучебных достижений ученика, включающий участие в научных мероприятиях, творческой деятельности, спорте. — Ред.) всё ещё находится на стадии обсуждения.
- А наличие золотой медали?
- Совет Федерации направил соответствующее обращение в Министерство образования и науки с предложением учитывать вес золотой медали, её наличие должно давать определённые преференции при поступлении в вуз, правда, со следующего года. Но главное, нужно прекратить мотивировать участников образовательного процесса на нечестную сдачу Единого государственного экзамена через соревновательные моменты. Это вредно для детей, так как идёт борьба за результат любой ценой, а не за знания. И получается, что в списывании заинтересованы все — и те кто списывает, и те, кто закрывает на это глаза.
- Как же вырваться из порочного круга?
- Никакая аттестация не будет до конца объективной, если она организована силами той же системы, которая проводит подготовку. Нужно создавать независимые центры по приёму ЕГЭ. В идеале одиннадцатиклассник должен получить возможность сдавать экзамен в течение года в любое время — когда готов, тогда и сдаёт. Борьба с выкладыванием заданий и ответов на них в Интернете кажется мне несколько надуманным действием. В день экзамена ведь не закрываются все книжные магазины? К тому же ответы часто неверные, и школьники об этом осведомлены. Максимальное количество баллов, которое можно получить, полностью скопировав ответы из Интернета, 41…