Авиация России в Первой мировой войне
Энциклопедия Первой мировой
Мы продолжаем знакомить наших читателей с энциклопедией Первой мировой войны на страницах «Парламентской газеты». Исторические материалы позволят осветить все этапы участия российской императорской армии в боевых действиях этой называемой многими историками «забытой войны». С помощью специалистов Российского исторического общества, учёных-историков московских вузов будет подготовлена информация о родах войск и вооружении русской армии, наиболее важных сражениях, подвигах наших солдат и офицеров и жизни страны в те военные годы.
В 1914 году русская авиация насчитывала шесть авиационных рот и 39 авиационных отрядов с общим количеством самолётов 263. Уже к 14 июля 1914 года в войсках было четыре боевых самолёта «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Сикорского. Это были единственные в мире на тот момент серийные многомоторные машины. Всего же за время войны было построено 85 этих тяжёлых бомбардировщиков.
По количеству дирижаблей в 1914 году Россия занимала после Германии и Франции третье место в мире. В составе авиации тогда насчитывалось 14 воздушных кораблей.За время Первой мировой войны русская армия получила 3100 самолётов, из них 2200 были построены на русских авиационных заводах, а 900 поставлены из-за границы.
Отечественным конструкторам принадлежит и честь создания первых в мире многомоторных воздушных кораблей — первенцев тяжёлой бомбардировочной авиации. В то время как за границей считали неосуществимой постройку многомоторных самолётов большой грузоподъёмности, предназначенных для дальних полётов.
Ещё в первый год войны конструктор Дмитрий Григорович создал серию летающих лодок — морских разведчиков, истребителей и бомбардировщиков, заложив тем самым основы гидросамолётостроения.
В начале 1916 года успешно прошёл испытание новый истребитель РБВЗ-С-17. Весной того же года группа конструкторов Русско-Балтийского завода выпустила новый истребитель типа «двухвостка». А уже к концу 1916-го появился истребитель РБВЗ-С-20 отечественной конструкции, обладавший высокой манёвренностью и развивавший максимальную горизонтальную скорость у земли 190 км/час.
Всего за время Первой мировой войны русскими истребителями было уничтожено свыше 2000 вражеских самолётов. 26 лётчиков-истребителей в Российской армии гордо носили звание асов. Среди них Павел Аргеев (сбил 17 самолётов), Евграф Крутень (17), Василий Янченко (16). Легендарный российский пилот Пётр Нестеров (к тому времени он уже вошёл в историю авиации как первый исполнитель мёртвой петли, получившей впоследствии название «петля Нестерова») впервые в августе 1914 года совершил воздушный таран, доказав тем самым возможность использования винта и корпуса самого самолёта для истребления воздушного судна противника.
Самым результативным асом-истребителем считается Александр Казаков, на его счету 32 самолёта. За свои заслуги он был награждён Георгиевским оружием, орденом Святого Георгия 4-й степени, орденом Святого Станислава 2-й степени и орденом Святого Владимира 4-й степени. 18 марта 1915 года Александр Казаков совершил второй после Петра Нестерова воздушный таран, в котором сбил германский аппарат «Альбатрос», после чего благополучно приземлился.