Власть на местах
Пресс-центр
Путь к реальной демократии
О том, что в системе местного самоуправления (МСУ) необходимы изменения, президент Владимир Путин говорил в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Тогда он отметил, что «объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы». Предложения по проведению реформы должны быть подготовлены Правительством к 1 июля. Как должно быть организовано местное самоуправление, обсудили эксперты, собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты».
Недавно исполнилось десять лет с момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», напомнила председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политики Светлана Разворотнева. «Поэтому 2013 год получился дискуссионным, ведь 10 лет — это достаточный срок, чтобы понять, к чему мы пришли», — сказала она. По её словам, главными проблемами являются двухуровневая система МСУ и финансовое обеспечение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. И потому реформа должна в первую очередь разграничить полномочия, чтобы было ясно, за что отвечают муниципалитеты, а за что — государство.
А вот председатель комитета по вопросам местного самоуправления Законодательного собрания Вологодской области Татьяна Никитина считает, что прибегать к масштабным изменениям в системе местного самоуправления нельзя: «Если и вносить какие-то изменения в закон, то только в сторону расширения полномочий регионов». С ней солидарна и заместитель председателя Комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по местному самоуправлению Стелла Штань. Что касается внесения изменений в закон, то необходимо более чётко прописать, что является «полномочиями», а что «вопросами местного значения», предложила она. А координировать работу государственной власти в муниципалитетах могли бы старосты. Правда, актуальной остаётся и проблема кадров. «Ситуация сможет выправиться, если наладить систему обеспечения регионов профессионалами из федерального Центра», — заметил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Член правительства Ленинградской области, председатель комитета по местному самоуправлению, межконфессиональным и межрегиональным отношениям Михаил Лебединский указал на необходимость повышения ответственности глав администраций и глав муниципальных образований для проведения более эффективной работы на территориях.
Сегодня звучат разные предложения по реформе самоуправления — от просьбы дать муниципальным образованиям средства до идеи упразднить МСУ на городском уровне. Однако задача ставится одна — наделить муниципальную власть реальными финансовыми и административными рычагами для решения конкретных проблем территорий.
Универсального решения здесь быть не может, поскольку у каждого региона своя специфика, убеждён заведующий кафедрой политической социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Василий Жарков. По его словам, проблема неразвитости системы местного самоуправления является нашей «вековой задачей». «Если реформа местного самоуправления удастся, можно будет говорить в хорошем смысле о революции, которая способна заложить основу реальной демократии в России», — подытожил дискуссию Василий Жарков.