Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Как это было

20 лет Федеральному Собранию

05.12.2013 16:44

Сергей Шахрай, проректор МГУ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (в декабре 1993 года был избран депутатом Госдумы по списку ПРЕС):

- С 1993 года прошло уже 20 лет, но у меня осталось два воспоминания о том времени. К сожалению, первое - это тревога, атмосфера кризиса и хаоса, которые царили в российском обществе и в итоге закончились трагедией. Страну спасло только то, что регионы тогда не поддались политической раскачке. В нашем обществе каждые 20 лет память обнуляется, и мы начинаем писать историю с чистого листа. В те годы политический кризис приобрёл конституционные одежды. За год с небольшим в Основной закон было внесено более 400 поправок. В результате каждая из противоборствующих сторон могла в этих поправках находить нужные для обоснования своих действий слова. Но это приводило к дальнейшему углублению кризиса. В апреле 1993 года был шанс выйти из кризиса с меньшими издержками. Тогда, 25 апреля, состоялся референдум о доверии президенту, Правительству и депутатскому корпусу. Президента поддержали 58 процентов населения, недовольство депутатами высказали 68 процентов избирателей и, в общем-то, тогда надо было идти на назначение досрочных выборов парламента. Был и запасной вариант, «нулевой»: одновременные досрочные выборы и президента, и депутатов.

Второе ощущение, сохранившееся с того периода, - гордость. В любом случае, российская Конституция находится в поре зрелости. Получается, 20 лет назад удалось создать документ, который сегодня действительно работает. Российский президент пока является в нашей истории первым лидером, который, придя к власти в 2000 году, в срочном порядке не переписал под себя главный закон страны.

Сегодня российская Конституция - это уже 86 конституционных законов, огромный массив решений Конституционного суда, особенно тех из них, которые толкуют саму Конституцию, несколько поправок. Главное - помнить: в Конституции заложено три клапана, которые призваны спускать политический пар, когда в обществе сложно. Первый - это референдум и выборы, второй - парламент, а третий - Конституционный суд.

Геннадий Бурбулис, проректор Международного университета в Москве (в декабре 1993 года был избран депутатом Госдумы по списку блока «Выбор России»):

- Наша страна обрела устойчивую основу новой государственности и парламентаризма 12 декабря 1993 года. Принятие в тот день всенародным голосованием Конституции в сложных и трагических испытаниях явилось выходом на стабильную стратегию долговременного конституционного развития. А выборы в парламент 1993 года стали возрождением той самой желанной законодательной власти в новом конституционном обеспечении. Поэтому можно быть уверенным, что с 1990 года, когда начал действовать Съезд народных депутатов РСФСР, страна прошла сложный путь через потрясения, испытания и надежды, обретя в 1993 году нравственно-духовный фундамент.

Во главу угла была поставлена триада: свобода, собственность, законность. Последняя категория - это идея, выражающая верховенство права, один из фундаментальных принципов новой Конституции. И то, что парламент работал и сегодня работает без чрезвычайных ситуаций с точки зрения его дееспособности, - уже большое историческое завоевание. В то же время до сих пор не удалось чётко понять реальное содержание конституционного принципа разделения властей. Сложился и продолжает доминировать перекос относительно влияния исполнительной власти на законотворческую. Этот процесс можно назвать затянувшейся болезнью во время перехода к полноценному конституционализму. Но при этом упрекать Совет Федерации и Госдуму в несамостоятельности нельзя.

За 20 лет в России сложился профессиональный слой законодателей, которые хорошо понимают свою ответственность, обладают опытом, знаниями, а самое главное, умением создавать и отстаивать новые законы. И эта работа не сводится к послушному голосованию по команде.

Подрастает новое поколение законодателей. И хочется, чтобы сложилась культура преемственности, диалог между разными поколениями парламентариев новой России. Я верю в перспективы полноценного российского парламента.

Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (в 1993 году являлся

руководителем Администрации Президента РФ):

- Двухгодичная борьба, которую Верховный Совет стал вести против реформ, в итоге вылилась в борьбу с личностями. Сначала с Егором Гайдаром, которого сняли с поста, потом с Борисом Ельциным, которому попытались объявить импичмент. На тот момент конституционно эти действия были оправданны, так как была монополия власти законодателей. Стало ясно, что нужна новая Конституция.

Если бы выборы Верховного Совета и народных депутатов были объявлены досрочно, не было бы тех кровавых последствий, которые получились. Но Президент пошёл по другому пути - объявил о создании Конституционного совещания и создании новой Конституции. Новый проект Основного закона страны был подготовлен в течение месяца. И главное, что там было, - прописано чёткое разделение властей.

На мой взгляд, одним из основных достоинств нашей Конституции является то, что в отдельной главе полностью присутствует Европейская хартия по правам человека и самостоятельная глава посвящена государственному строю. И обе эти главы неприкасаемы, их можно менять только с заменой самой Конституции. Остальные статьи Конституции можно менять, но обязательно учитывая мнение регионов. Особое положение в Конституции занимает Совет Федерации. Мы специально сделали так, что эта палата парламента полностью состоит из представителей регионов. В Совете Федерации обязательно должен присутствовать один человек от законодательной власти и один - от исполнительной, для того чтобы ответить на вопрос, нужен ли субъектам тот или иной закон.

Сегодня президент, Правительство и парламент участвуют в законотворчестве. Госдума проводит политическую оценку, Совет Федерации принимает тот или иной закон в зависимости от его соответствия интересам региона, президент смотрит на ситуацию с точки зрения соответствия Конституции, а без Правительства не может быть принят ни один закон, касающийся социально-экономических проблем в государстве.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 659