Проблемы ЖКХ можно решить сообща

Социум

Саморегулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится не мечтой, а реальностью. На законодательном уровне идёт последняя шлифовка документов, которые помогут жилищным СРО получить крепкую правовую основу. Компании же, готовые работать в коммунальной сфере, в свою очередь, ищут пути для возврата утерянной репутации. И первые серьёзные шаги в этом направлении сделаны.

Деньги уходили в никуда

Кризис управления и доверия - что может быть страшнее для любой сферы деятельности? Именно это произошло с системой ЖКХ, обсуждение которой вызывает наиболее жгучие дискуссии в нашем обществе. Не зря, согласно опросу ВЦИОМ, 53 процента россиян назвали коммуналку наиболее острой проблемой страны.

Корни этого уходят в апрель 2002 года - тогда были приняты поправки в законодательство, согласно которым выдача лицензий на работы в сфере ЖКХ была упразднена. Как итог в неё стали приходить люди, которые могли получить доступ на перспективный рынок лишь по заявлению, что они умеют управлять жилыми домами, благоустраивать их территорию, осуществлять ремонт. Степень компетентности самопровозглашённых исполнителей работ практически никто не проверял, в результате чего миллиарды бюджетных средств на развитие ЖКХ опутывали «серые» схемы и уходили в никуда. Специалисты говорили - эта опухоль с каждым годом будет всё злокачественнее. Но их услышали, пожалуй, лишь тогда, когда гнилые трубы стали рваться не на окраинах России, а в самом её центре. Например, в Санкт-Петербурге, где грандиозная авария теплосетей оставила без тепла не десятки даже, а сотни жилых домов и учреждений, среди которых оказались детские сады и больницы!

На беспредел псевдоуправленцев быстрого ответа найти не удалось. Была, правда, система сертификации, которая активно использовалась в Москве, но этот фильтр из-за отсутствия серьёзной поддержки от государства был где-то хорошим, а где-то совсем непрочным. И конторы а-ля бендеровская «Рога и копыта» легко просачивались на рынок, получали заказы и благополучно исчезали вместе с выделенными миллионами из казны города или региона.

Профессионалы ищут выход…

Выход из положения стал искать тот бизнес, который по праву называют ответственным: профессионалы понимали, что, растаскивая ЖКХ по кусочкам, не только похоронишь рынок, но и по большому счёту будущее страны. Сфера-то во многом определяла социальный климат в обществе - когда дом перестаёт быть кровом и крепостью, терпению населения конец приходит быстро. Здесь-то и было предложено использовать систему саморегулируемых организаций для компаний, работающих в сфере ЖКХ.

Идея сама по себе не новая - на региональном уровне о необходимости активного включения рыночных механизмов, саморегулирования и самоконтроля ещё в 2005 году заявляли первые лица правительства Москвы. Федеральная власть дала посыл полтора года назад: вице-премьер Дмитрий Козак допустил возможность появления в ЖКХ механизмов саморегулирования. А Госдума ответила первым чтением законопроекта о СРО в управлении многоквартирными домами.

…и находят его

Бизнес же поддержал конкретикой. Недавно была создана организация, которая объединила бы не отдельные направления коммуналки, а всех вместе. «В организацию могут войти компании-исполнители всех работ в сфере ЖКХ, - поясняет директор НП СРО МОСЖКХ Дмитрий Девяткин. - Наше ноу-хау - не разделять управляющие компании и подрядчиков, выполняющих техническое обслуживание, капитальный ремонт и любые другие работы по «классификатору».

Принципиальное отличие данной модели СРО от существующих, и в частности от саморегулирования в строительстве, - участие в жилищно-коммунальном саморегулировании является добровольным, и компания, которая не захочет вступать в СРО, не окажется автоматически и вне рынка, и вне закона. При этом учредители ЖКХ-саморегулирования заверяют: в процессе вступления в СРО будет тщательно проверяться соответствие заявляемых видов работ (которые будут фигурировать в свидетельстве о членстве) тем условиям, которые существуют на предприятии, параметрам качества и инструментам осуществления работ. Например, каким персоналом и оборудованием располагает фирма, насколько проработаны в ней вопросы производственной безопасности и охраны окружающей среды, какие отзывы о её работе дают заказчики.

«Мы очень рассчитываем, что к нам придут именно не те, кто страшно боится остаться вне рынка или хочет на нём удержаться любыми, даже самыми недобросовестными способами, - отмечает Дмитрий Девяткин. - Мы открыты для тех, кто прежде всего дорожит своей репутацией, а значит, пришли на рынок всерьёз и надолго».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 495