Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Реформа позволит академикам заняться только наукой

Первая полоса

19.09.2013 18:49

Градус эмоций депутатов во время обсуждения законопроекта о реформе РАН вопреки ожиданиям оказался весьма умеренным.

Законопроект, вокруг которого в течение нескольких месяцев велись яростные споры, был принят в среду во втором и третьем чтении (за - проголосовал 331 депутат, против - 107). Чья из оппонирующих сторон взяла верх и кто от этого выиграл? Минобрнауки, из недр которого по­явился этот документ, в окончательной редакции законопроекта утратил руководящие бразды. Благодаря компромиссному решению управление имуществом РАН передаётся уполномоченному федеральному агентству, которое будет представлять собой абсолютно новую структуру.

Внесённые в законопроект изменения предстоит осмыслить и академическому сообществу. В принятых поправках во многом учтены его пожелания, а также отражены договорённости, достигнутые во время встречи Владимира Путина с возглавляющим РАН академиком Владимиром Фортовым. Осталось без внимания лишь одно пожелание - оставить всё по-старому. Большинство академиков не отрицают, что необходимость реформ в отечественной науке назрела давно. Принятый закон позволяет их последовательно проводить.

Курс на обновление закреплён, и научное сообщество в перспективе должно от этого только выиграть. И конечно, очень важная роль в том, что понимание между оппонентами - исполнительной властью и академическими кругами - было всё-таки достигнуто, принадлежит Государственной Думе. Ведь именно депутатам удалось преодолеть цейтнот, в котором оказалось обсуждение законопроекта в конце весенней сессии.

По мнению председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина, развернувшаяся тогда дискуссия вышла далеко за пределы обсуждения конкретного текста законопроекта. Поэтому принятие окончательного решения палатой было перенесено на осень. Тогда Сергей Нарышкин не исключил возможность возврата законопроекта во второе чтение, что, как мы знаем, и было сделано. «Если мы видим, что та или иная проблема требует широкой общенациональной или общественной дискуссии, то проводить такую дискуссию мы будем всегда», - заверил спикер палаты.

Летние месяцы были активно использованы и законодателями и академиками для подготовки поправок в закон. «Жарким» выдалось и начало осени. Как признался сотрудник аппарата профильного комитета Госдумы, ему уже дважды приходилось ночевать на работе, поскольку подготовка и обобщение поправок велись в ускоренном режиме. По информации первого заместителя главы Комитета по науке и наукоёмким технологиям Владимира Кононова, прозвучавшей на нынешнем пленарном заседании, все поправки были разбиты депутатами на три группы: рекомендованные к принятию, рекомендованные к отклонению и те, по которым голоса в комитете разделились поровну. Первый блок, куда вошли и поправки, поступившие из Правительства, был принят большинством голосов. По отклонённым поправкам выступил депутат от КПРФ Олег Смолин. Он выразил своё категорическое несогласие по поводу того, что академическим имуществом будет управлять некое агентство. «Чем провинилась наша наука? В советские годы она всегда была на передовых рубежах исследований, а сейчас почему-то решили, что чиновник лучше управляет собственностью, чем учёный. Но разве «Оборонсервис», историю которого мы все знаем, состоял из представителей академической науки? Поэтому предлагаю сохранить управление имуществом за РАН», - отметил Олег Смолин.

Отвечая коллеге, Владимир Кононов пояснил, что данная поправка меняет концепцию законопроекта и поэтому не может быть принята. При этом он добавил, что отечественная наука действительно когда-то была на передовых рубежах, но для того и затевается нынешняя реформа, чтобы вернуть ей прежние позиции.

Поправка, по которой голоса внутри комитета разделились, определяла самый острый вопрос: подведомственность научных институтов РАН. Напомним, что академическое сообщество настаивало, что академические институты должны по-прежнему подчиняться РАН, но не управляющему имуществом РАН агентству. Депутат от КПРФ Борис Кашин заметил, что основа для баланса интересов в этом вопросе сейчас создана. Выборы директоров академических институтов РАН будут проходить по более демократичной процедуре, нежели было предусмотрено прежним вариантом закона. При этом финансовое обеспечение останется под контролем агентства. В принципе ничто не мешает академикам войти в состав нового ведомства и начать управлять имуществом РАН наравне с чиновниками. В любом случае сторонам придётся находить общий язык.

мнения

Николай Булаев, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе:

«В законе учтены все поправки академического сообщества. Учёные хотели бы сегодня больше прозрачности и независимости. Они считают, что именно в таких условиях могли бы работать максимально эффективно. В соответствии с новым законопроектом у академии появляются полномочия, которых не было - это определение развития фундаментальных исследований, причём контроль за их ходом будут осуществлять не только в научных институтах, но и в системе высшего образования».

Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе:

«Фракция ЛДПР поддерживает поправки Академии наук, хотя и не разделяет всех взглядов. Вот, допустим, я много лет настаивал, чтобы у Госдумы было своё имущество. Но сейчас понял: у нас основная функция - законотворческая деятельность, зачем нагружать себя хозяйственными заботами? То же самое с Академией наук. Зачем учёным функции заведующего хозяйством?

При отсутствии агентства образовалась вертикаль: институт, отдельные академии, президиум, президент. И все по цепочке боятся друг друга, все молчат. Сейчас не надо молчать. Учёные должны быть довольны. Недовольство есть у старшего поколения, а молодые ученые - за. Наука идёт вперёд. И когда молодые мозги не могут занять место, они уезжают из страны. Чтобы они не уезжали и было больше перспектив здесь, нужны реформы. И этот закон даёт реформам зелёный свет».

Алексей Чепа, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе:

«При рассмотрении законопроекта в первом чтении наша фракция голосовала против, осуждала стремительность в рассмотрении законопроекта и его содержание. Деятельность РАН прекращалась в её нынешнем виде, академию планировали заново учредить. Было много других спорных моментов. Мы подготовили ряд принципиальных поправок, многие из которых нашли отражение в законе. Наиболее болезненный вопрос - отношения РАН с агентством. Давайте возьмём на себя ответственность за решение этой задачи вместе с учёными и Правительством и подготовим положение об агентстве. Приступая к реформированию РАН, стоит помнить, что это не материальные активы, а прежде всего люди. Если подходить к реформе осторожно, прислушиваясь друг к другу, используя опыт десятилетий, то эта реформа принесёт положительный результат».

Пора заморозить тарифы и отогреть инвесторов

Иностранные инвесторы ставят России 4,3 балла из 10, оценивая удобство ведения бизнеса в нашей стране. Об этом рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев, выступая в рамках «правительственного часа» перед депутатами Госдумы.

Но парламентариев больше волновали другие вопросы - издержки российских предприятий на электроэнергию, уровень внешнего долга страны и выгода населения от замораживания тарифов. Глава ведомства напомнил, что решено в 2014 году заморозить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, а также на газ и энергоснабжение. В результате инфляция, по его словам, снизится до 4,6 процента.

Министр уточнил, что уровень недополученных доходов РЖД в результате этой акции в будущем году составит 77 миллиардов рублей. «Но мы считаем, что можно возместить выпадающие доходы без сокращения инвест­программ компаний - естественных монополий», - заметил Алексей Улюкаев.

В ходе своего доклада министр не раз подчёркивал, что сейчас не лучшее время для обсуждения темы экономического роста: «Со второго полугодия 2012 года ухудшается динамика экономической ситуации, наблюдается небольшой процентный прирост ВВП, в минусе - инвестиции в основной капитал».

Глава ведомства подчеркнул, что объяснение неудачам есть. В частности, низкая конъюнктура мировых рынков и спад физических объёмов экспорта. Плюс негативные финансовые результаты деятельности предприятий. К ним привели издержки на тарифы естественных монополий, курс падения рубля и зарплат. «А потому стало трудно формировать региональные бюджеты за счёт налога на прибыль», - объяснил министр.

По его словам, за первое полугодие 2013 года ВВП вырос всего на 1,4 процента, промышленность показала нулевую динамику, а инвестиции находятся в отрицательной границе. Правительство рассчитывает, что во второй половине года ситуация улучшится и в итоге рост ВВП будет на уровне 1,8 процента. Но и этот показатель глава Минэкономразвития назвал не­удовлетворительным.

Отдельно он сказал о поддержке российского экспорта: «У нас появились ограничения по спросу. Чтобы их избежать, надо принять набор мер». Министр считает, что надо расширять возможности для экспорта российских товаров и услуг, создавать новые рабочие места. Он объяснил, что сейчас деятельность Минэкономразвития направлена на инновационное развитие. С помощью разработки дорожных карт по новейшим отраслям промышленности увеличится производство товаров с высоким уровнем добавленной стоимости.

В заключение Алексей Улюкаев отметил, что за прошлый год более чем в два раза вырос экспорт высоких технологий - с 76 до 156 миллиардов рублей.

вопрос ответ

Николай Коломейцев: «Темпы экономического роста в России ниже, чем в странах БРИКС, внешний долг вырос неимоверно. Как вы планируете выходить из кризиса?»

Алексей Улюкаев: «Это принципиальный вопрос. В этом году уровень экономического развития в России впервые оказался ниже среднемирового. И мы не видим возможности даже в 2014 году выйти на такой уровень. Отток капитала составит в этом году 70 миллиардов долларов. Наблюдается отсутствие спроса российских инвесторов на серьёзные экспортные проекты. Надо защищать предпринимателей, обеспечивать им выход на внутренние и внешние рынки, создавать комфортные финансовые условия для импортозамещения. За два года надеемся исправить ситуацию».

Сергей Катасонов: «Ограничение роста ­тарифов монополий приведёт к повышению конкурентоспособности бюджета. Вы с этим согласны?»

Алексей Улюкаев: «Издержки российских предприятий в последние годы росли. В два раза - на газоснабжение и электроснабжение. Тарифы у нас выше мировых. Мы внесли в Правительство циклический механизм по регулированию тарифов в области газо- и энергоснабжения и по железнодорожным перевозкам. Также предлагаем в 2014 году не производить индексацию тарифов».

Валерий Селезнёв: «В рамках оптимизации бюджетных расходов Минфин предлагает отказаться от авансирования госзакупок. Многим исполнителям госзаказа придётся брать кредит на выполнение контрактов. Не считаете ли вы, что это скажется негативно на малом бизнесе?»

Алексей Улюкаев: «Преждевременно говорить о сложностях - ещё не сформирована нормативно-правовая база. Впереди принятие 67 серьёзных нормативных актов, которые отрегулируют ситуацию. Но в законе есть норма, гарантирующая квоту в госзакупках для малого и среднего бизнеса».

За срыв оборонзаказа придётся раскошелиться

Вполне возможно, что скоро за срыв государственного оборонного заказа предприятия должны будут выложить штраф до одного миллиона рублей.

Об этом рассказал официальный представитель Правительства, директор Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов, представляя депутатам для рассмотрения в первом чтении проект закона. Чиновник сообщил, что законопроектом предусмотрена административная ответственность за невыполнение соответствующих госконтрактов в виде штрафа до 50 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения возможна дисквалификация до трёх лет. Если же контракт отказывается выполнить единственный поставщик, то возможен штраф до одного миллиона рублей.

Александр Потапов отметил, что, когда Правительство вносило этот законопроект на рассмотрение, премьер-министр Дмитрий Медведев сделал особый акцент на том, что ответственность за некачественное исполнение гособоронзаказа должны нести не только отдельные должностные лица, но и фирмы-исполнители. На вопрос: «Где же дисквалификация целых предприятий за срыв гособоронзаказа?» Александр Потапов ответил, что сегодня надо руководствоваться тремя позициями: гражданско-правовой, административной и уголовной. «Сейчас мы говорим об административных правонарушениях, наказания за которые прописаны вполне чётко и ясно».

Новости хорошие и плохие

Несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, российский бюджет-2012 полностью исполнен. Кроме того, наша страна - на первом месте в рейтинге государств с открытым бюджетом. Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов, выступая с отчётом в Госдуме. По его словам, сформированы резервы на будущее и начата реализация задач, поставленных Президентом.

К сожалению, на этом хорошие новости кончились. По словам министра, бюджетная политика в 2012 году характеризовалась следующим: утверждены бюджетные правила, завершён переход к программному бюджету, закончилось реформирование муниципальных учреждений. Это позволило перейти от сметного финансирования к финансированию на основе государственного задания. «Важно, что Правительство и Госдума принимали меры для повышения открытости бюджета. В прошлом году Россия успешно выступила в качестве заёмщика на внешнем рынке, разместив ценные бумаги сроком на 30 лет. Это говорит о повышении доверия к нам иностранных инвесторов», - подчеркнул министр.

Он объяснил, что исполнение бюджета-2012 происходило на фоне стагнации в зоне евро, ухудшения положения в мировой экономике. На 17 процентов снизились цены на российские металлы, сократился спрос на нефть. Кризис в большей степени коснулся региональных бюджетов. Общие доходы субъектов выросли по сравнению с 2011 годом на 5,5, а расходы - на 8,6 процента. Дефицит бюджетов субъектов увеличился на 278 миллиардов рублей - им пришлось брать заимствования, чтобы выполнять новые задачи. Общий долг регионов - более триллиона рублей.

Глава Счётной палаты Сергей Степашин подтвердил слова министра и уточнил цифру: региональный долг составляет сегодня 1,3 триллиона рублей. Среди должников - Рязанская и Саратовская области, Республика Алтай, Белгородская область. Глава Счётной палаты отметил, что переход на программный бюджет даёт дополнительную возможность депутатам контролировать и формировать бюджет России.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 686