Довести деньги до «земли»
Неделя Федерального Собрания
Вступление России в ВТО высветило застарелые проблемы сельского хозяйства
Обсудить проблемы сельского хозяйства в Пятигорске на расширенном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации в ВТО и Таможенном союзе спикер палаты регионов Валентина Матвиенко пригласила министра сельского хозяйства Николая Фёдорова. На Ставрополье приехали также губернаторы и главы заксобраний регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Субсидирование ставок пора прекратить
Как известно, с паркета проблем земли не увидать. И первым пунктом рабочей поездки Валентины Матвиенко на Ставрополье стал племенной завод по производству мяса индейки — крупнейшее в своём секторе предприятие на территории бывшего СССР. Гендиректор завода Виктор Канивец не стал долго говорить об успехах, а поведал, что буквально на днях испанские аграрии предложили поставлять ему мясо индейки по цене вдвое ниже, чем оно обходится в России. Причин такого положения дел несколько. Среди них - низкий по сравнению с Западом уровень господдержки сельхозпроизводителя (в РФ он пока еле дотянул до шести миллиардов долларов в год, а в ЕС — 50 миллиардов, в США — 100 миллиардов). Ссылки на очерченные условиями ВТО границы господдержки явно не к месту - квоту для своих аграриев на 2013 год Правительство выбрало лишь на две трети. «Какова суммарная поддержка предприятия за год?» - задала вопрос Валентина Матвиенко гендиректору. Он ответил: «15 миллионов рублей». Хотя одних налогов завод заплатил в прошлом году на 18 миллионов, а общий объём его расходов составил 300 миллионов рублей.«Гладко было на бумаге…»
Между тем любая господдержка сегодня не должна закрывать бреши частного бизнеса, а лишь стимулировать его развитие. Но закреплять за собой отдельные направления бюджет может. «Разумно, если компенсация рисков, связанных с сохранением и умножением поголовья птиц или скота, будет закреплена за государством. Остальные же направления — за частным сектором» - таково мнение Валентины Матвиенко. В этой связи она заявила, что пора направлять бюджетные средства не в банки, а непосредственно сельхозпроизводителям. Министр сельского хозяйства согласен с таким подходом, кстати, именно благодаря усилиям Николая Фёдорова сейчас появились принципиально новые меры господдержки АПК — прямые выплаты на гектар посевной площади, на реализованный литр молока. Согласился он со спикером палаты регионов и в том, что необходимы типовые бизнес-модели аграрных производств — такие, чтобы инвестор был заинтересован участвовать в них.Между тем многочисленные сигналы с мест несут тревогу - времени для «манёвров» у отечественного АПК почти не осталось. Вступление в ВТО снизило тарифную защиту, особенно на рынке животноводства, растёт импорт продовольствия: за 2012 год он составил 1,5 триллиона рублей, что грозит России невыполнением показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ.Правительство проблему «видит» и действует - на госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 года планируется выделить дополнительно 42 миллиарда рублей, общий объём бюджетных расходов на АПК составит 202 миллиарда рублей. Однако уже уборочная в разгаре, а 42 миллиарда так до «земли» и не дошли. Недаром в Пятигорске Валентина Матвиенко заметила: «Поговорка «гладко было на бумаге…» в нашей стране крайне живуча».
Костёр деньгами не затушишь
Здесь должны действовать федеральные законы о льготах по налогам для сельхозпроизводителей и о господдержке аграриев в неблагополучных для земледелия регионах. Кстати, в отношении последнего закона глава Минсельхоза заявил, что он поддерживает введение в «неблагополучную» категорию максимально возможного количества территорий РФ. А в числе первоочередных задач для парламентариев — принятие закона о промышленной политике.С другой стороны, крайне заманчиво сегодня спихнуть все старые аграрные беды на вступление России в ВТО. Сенаторы же склонны считать, что оно лишь высветило застарелые проблемы отрасли и обнаружило неумение владеть новым инструментом для выхода на новые рынки. А крайне эмоциональный характер обсуждения проблем АПК России провоцирует неполная господдержка сельского хозяйства на фоне падения многих его показателей из-за конкуренции не только со странами ВТО, но и с партнёрами-конкурентами по Таможенному союзу (например, Белоруссией). При этом растёт стоимость энергоресурсов, что на фоне заявлений о приоритете развития АПК вызывает недоумение.Сенаторы уверены, что найти резервы увеличения объёмов финансирования можно. Вот только если не изменить подходы к господдержке сельского хозяйства, закачивание средств в АПК принесёт тот же эффект, что тушение костра бумагой — пламя будет только разгораться.
пресс-центр
Покупатель должен знать и видеть
«Пока для России итоги от вступления в ВТО скорее отрицательные, потому что те меры, которые должны были защитить интересы АПК, сегодня уже неэффективны», - заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов на брифинге в «Парламентской газете».Но ВТО оказалась далеко не единственной проблемой российских аграриев. Другой причиной для волнения стало обострение конкуренции внутри Таможенного союза, рост поставок продовольствия из Беларуси и Казахстана, у которых господдержка агропромышленного комплекса существеннее, чем в России. Это уже привело к снижению цен на мясо птицы, свинину и говядину внутри страны и сокращению объёмов реализации продукции в отечественном АПК.
«К сожалению, после вступления в ВТО наши селяне оказались не в равных условиях по сравнению с иностранными производителями продовольствия, а тут ещё возникла конкуренция с членами Таможенного союза. Из-за этого на многих предприятиях скопились большие остатки нереализованной продукции. Потери огромные, потому что хранение очень затратное, да ещё предприятия теряют оборотные средства, без которых не проживёт ни одно хозяйство», - подчеркнул Геннадий Горбунов.
Чтобы выжить в новых условиях, прибыль в отрасли должна составлять 20-30 процентов, но для подавляющего большинства предприятий АПК это недостижимый уровень. Даже экспортёры зерна — и те пострадали от ВТО, потому что Россия отказалась от государственного субсидирования продукции, которая поставляется на экспорт.
А ещё у нас нет специалистов, которые знают международное право и могут отстаивать наши интересы в международных судах от недобросовестной конкуренции в рамках ВТО со стороны других стран.
В каждой стране к генно-модифицированным продуктам относятся по-разному. В Евросоюзе, например, после серии научных исследований их продажу запретили ещё несколько лет назад. После этого производство подобной продукции в ЕС стали сворачивать и переводить в Южную Америку. Но, потеряв крупный рынок сбыта, транснациональные компании ищут новые ниши и пытаются продавать это продовольствие в том числе и в Россию.
По мнению сенатора, люди должны знать, какие последствия ГМО оказывают на организм человека. Для этого в России нужно проводить независимые исследования и рассказывать людям о результатах. Если же продукция с ГМО будет продаваться на нашем рынке в больших количествах, то нужно сделать так, чтобы покупатели видели на упаковках надпись, из чего произведены эти продукты. Тем более что в последние годы наши аграрии активно переходят на импортные семена картофеля, лука, свёклы и томата, а они, как известно, производятся на основе трансгенных технологий.
Антон Валинский