Спрут расправляет щупальца
По закону противодействия
Организованной преступности меньше не стало, она приобрела иные формы
Резонансное задержание с применением бронетехники и вертолётов махачкалинского градоначальника Саида Амирова и группы местных силовиков, подозреваемых в убийстве сотрудника Следственного комитета РФ Арсена Гаджибекова, свидетельствует о том, насколько глубоко проникла коррупция во властные структуры. К такому выводу пришли представители МВД и экспертного сообщества в ходе круглого стола «Борьба с организованной преступностью в России: проблемы и результаты», состоявшегося в пресс-центре «Парламентской газеты».
Болезнь мутировала
По словам члена Общественного совета при ГУ МВД России по городу Москве Натальи Метлиной, в последние годы об организованной преступности практически ничего не говорилось в СМИ. Но это не потому, что она исчезла, а потому, что приобрела другие формы - более изощрённые.- Если раньше, к примеру, приезжала бригада бритоголовых братков и заставляла владельца палатки платить дань, то сейчас в преступные сообщества входят вполне солидные люди, которые без лишнего шума отбирают половину гостиницы в центре Москвы, - объясняет Наталья Метлина. - И руководят бандитами уже не воры в законе, а люди из высоких кабинетов, которым вручают ордена и медали. Думаю, что история с мэром Махачкалы - это только начало. Впереди нас ждут ещё более сенсационные открытия.
Оргпреступность действительно стала выглядеть несколько иначе, чем в 90-е, соглашается заместитель начальника 3-го отдела Центра по противодействию экстремизму Елена Румянцева. И чувствует себя при этом более безнаказанной, отмечает она.
- Бандиты обнаглели настолько, что во время спецопераций по их задержанию первыми открывают огонь по сотрудникам полиции. Раньше такого не было, а сегодня это характерная ситуация, - подчеркнула Елена Румянцева.
Особенно сложная обстановка на юге страны. По словам председателя президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова, полицейские Кабардино-Балкарии и других северокавказских республик боятся вечером выходить на улицу и ездить в машинах с опознавательными знаками. Криминальный мир устроил на них настоящую охоту.
- Очевидно, что в условиях коррумпированности власти победить организованную преступность крайне сложно, - убеждён Антон Цветков.
Нужны ли РУБОПы?
По мнению председателя Совета ветеранов ФМС России генерал-майора милиции в запасе Юрия Шарагорова, разгул оргпреступности связан с ликвидацией в 2008 году «основного звена борьбы с таким явлением» - региональных управлений по борьбе с организованной преступностью (РУБОПов). Тогда посчитали, что, обескровив «солнцевских», «ореховских» и других, структура свою задачу выполнила, и она была распущена.- Допустили стратегическую ошибку, - считает эксперт по вопросам противодействия оргпреступности Дмитрий Струков. - Огромный опыт, копившийся почти 20 лет, был утрачен.
По его словам, в какой-то форме подобная структура должна быть воссоздана.
- Во всём мире эта практика существует, - заметил Дмитрий Струков. - Нет стран, где не занимались бы именно организованной преступностью, особенно русской мафией. Весь мир считает, что русская мафия есть, а мы говорим — нет. Это потому, что результатов нет.
То, что результаты борьбы с организованной преступностью более чем скромные, признают даже те, кому поручено ей противодействовать.
- К сожалению, за годы реформирования многое было упущено и утрачено, - согласен заместитель начальника Главного управления МВД по ЦФО полковник полиции Александр Кирсанов. - Чтобы бороться, надо знать, с чем мы имеем дело. Нужна информация, аналитика, чтобы мы могли опережать преступников, знать их слабые места. Со временем, уверен, всё наладится и мы начнём работать эффективнее.
Своего коллегу поддержал начальник Управления по борьбе с оргпреступностью общей направленности Главного управления уголовного розыска МВД полковник полиции Владимир Новиков.
- Конечно, чем больше подразделений борются с преступностью, тем лучше, - говорит полицейский. - Но нужно понимать современные реалии: укомплектование новой структуры сотрудниками обескровит действующие подразделения МВД. Сколько можно реформироваться?
Чехарда в законотворчестве
По твёрдому убеждению адвоката Павла Лапшова, проблема борьбы с организованной преступностью связана с излишней мобильностью законодательства, которое изменяется слишком часто.- К примеру, сначала мы отменяем 173-ю статью Уголовного кодекса - «Лжепредпринимательство», а потом ведём дискуссии, что она всё-таки необходима, - поясняет эксперт. - Или ликвидируем статью за контрабанду под давлением общественности, пострадавшей от таможенных чисток, а теперь вновь подумываем о её возвращении. Такие колебания никогда не позволят правоприменителям работать системно.
Когда несколько лет назад видоизменяли и вводили четвёртую часть 210-й статьи - «Организация преступного сообщества», раздалось немало положительных откликов. Однако, по словам Павла Лапшова, бороться с организаторами преступных сообществ легче не стало.
- На моей памяти ни один уголовный лидер по этой статье не был осуждён, - подчеркнул адвокат. - Выход из ситуации видится в одном: прекращение метаний законодателей в попытке постоянно что-то изменять и повышение правовых знаний сотрудников полиции. Последние иногда даже не знают, как правильно пользоваться теми инструментами, что им даёт закон.
справка
Региональные управления по борьбе с организованной преступностью появились в структуре МВД в конце 80-х годов прошлого века, но своё официальное название получили в 1993 году.
Задачами РУБОП были: борьба с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, чуть позже — борьба с терроризмом и экстремизмом. Сотрудники вели разработку «воров в законе», лидеров преступного мира.
Региональные управления подчинялись только руководству главка, что позволяло эффективно бороться с лидерами криминального мира. Так, например, в Москве в середине 90-х, в самый сложный период противостояния с организованной преступностью, к уголовной ответственности привлекли более 300 авторитетов и 60 «воров в законе».
К моменту расформирования структуры в 2008 году в ней было 11 тысяч сотрудников. Управление считалось элитой МВД, конкурирующей с ФСБ.
Указом Дмитрия Медведева №1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 сентября 2008 года УБОПы были упразднены.
Оргпреступностью займутся подразделения нового образца
Александр Чекалин
первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
«Я вхожу в состав группы второго этапа реформирования системы Министерства внутренних дел и знаю, что министр считает уместным создание подразделения по борьбе с организованной преступностью. Это будет структура нового облика, с учётом опыта прошедших лет, трансформации организованной преступности и современного законодательства.
Подразделения не будут создавать везде и поголовно. Они нужны там, где есть большой оборот денег — бюджетных, коммерческих, международных, каких угодно. Вот там, как правило, и действуют преступные сообщества. Кроме того, необходимо исключить хождение этой организации параллельным курсом с уголовным розыском, с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, чтобы они не занимались одними и теми же преступлениями.
Нужны дополнительные законодательные решения по недопущению вторжения организованных криминальных структур в политическую жизнь регионов, лоббирования своих интересов во властных структурах, в том числе путём формирования выгодного им общественного мнения через средства массовой информации, по принятию нормативно-правовых актов, создающих благоприятные условия для их деятельности.
Другой аспект борьбы с оргпреступностью - это укрепление международного сотрудничества с силовыми структурами других стран. Сегодня участники ОПГ могут легко скрыться за рубежом и остаться безнаказанными. У нас достаточно плотный контакт с государствами СНГ по взаимному исполнению следственных поручений, оперативно-разыскных международных заданий по тяжким и особо тяжким преступлениям, особенно имеющим признаки оргпреступности. А вот вопрос расширения географии межправительственных соглашений за границы СНГ стоит остро. Необходимо расширить список стран — участниц договорённости об экстрадиции участников ОПГ, скрывающихся от следствия и суда в других государствах. Сегодня это носит почти факультативный, необязательный характер и очень часто выдача преступников не проводится либо по умолчанию, либо под надуманным предлогом. Поэтому здесь нужна взаимно заинтересованная работа».