Всем выйти из сумрака
Обсуждаем законопроект
Сделать прозрачным рынок таксомоторных перевозок государству мешают бомбилы
Государственная Дума готовится рассмотреть в первом чтении законопроект, призванный в очередной раз усовершенствовать работу такси. Депутаты хотят упростить условия для тех, кто хочет легально заниматься таким бизнесом.
…Водитель серебристой «Лады» ещё не успел осознать, что случилось, а пассажир уже бодро диктует остановившему автомобиль полицейскому объяснительную: тормознул, мол, машину у метро, попросил довезти за сотню рублей до дома, деньги шофёр тут же убрал в карман.
«Драма» разворачивается во время совместного рейда автоинспекторов и представителей Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Пассажир - «подсадной» и точно знает, что говорить. Если водитель докажет, что денег с пассажира не брал, а просто захотел помочь, то вменить ему в вину будет нечего.
Потому и эффективность подобных рейдов невелика — за месяц в Первопрестольной удалось задержать всего 500 нарушителей.
По мнению экспертов, именно бомбилы мешают наведению порядка в сфере таксобизнеса. Сейчас в стране официально работают не больше пяти процентов игроков рынка коммерческого извоза. Федеральный закон о такси, принятый в 2011 году, закручивает им гайки, при этом нелегалы отделываются «лёгким испугом» в виде незначительного штрафа. В прошлом году в этот закон уже внесли поправки, сейчас депутаты планируют сделать это ещё раз.
Основной «камень преткновения» - жёсткие требования к легальным перевозчикам. Многие лицензированные таксисты жалуются на сложные бухгалтерские схемы, в которых их вынуждает разбираться существующий порядок. Не меньше водителей смущает и ситуация с техосмотром — его автомобиль, работающий как такси, должен проходить каждые полгода. Многие извозчики недовольны тем, что для таксистов нет специальных условий для страхования машин. Таким образом, выйти «из тени» и легализоваться непросто. Именно поэтому законодатели подготовили ряд поправок к «многострадальному» закону о такси.
- Проведением рейдов, штрафами порядок на этом рынке навести не удастся, - говорит один из авторов поправок, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков. - Проблема в том, что стать «официалами» водителям, по сути, мешает действующее законодательство.
А между тем бомбил на рынке большинство — их число превышает 70 процентов. Разработчики вносимого в нижнюю палату законопроекта предлагают значительно упростить порядок выдачи лицензии на извоз, а также ввести гибкую систему налоговых льгот для таксистов.
- Легальные компании оказались в более проигрышных условиях, чем бомбилы. Им необходимо платить налоги, тратить деньги на содержание автопарка в приличном состоянии, - утверждает заместитель председателя Комитета по энергетике Олег Михеев, также принявший участие в разработке поправок в закон о такси. - Чтобы окупить эти расходы, таксистам приходится брать с пассажиров больше денег, чем их нелегальным коллегам. Как результат, люди охотней пользуются услугами частных извозчиков. А спрос, как известно, рождает предложение.
справка
Согласно закону о такси:
право на перевозку пассажиров выдаётся только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;перевозить пассажиров разрешается в том числе на арендованном автомобиле или на автомобиле, который управляется по генеральной доверенности;три года — минимальный водительский стаж для водителей такси;автомобиль должен быть оснащён опознавательным фонарём, таксометром и иметь на кузове «шашечки» (в случае фиксированных тарифов таксометр не нужен);цвет кузова такси определяет субъект Федерации (разрешается использовать максимум два цвета для машин данного региона).