Выбирать по правилам. Новым

Первая полоса

Президентский законопроект о выборах депутатов Государственной Думы, внесённый Владимиром Путиным 1 марта, ставит если не точку, то точку с запятой в алгоритмы формирования этой палаты Федерального Собрания. Такой вывод напрашивается потому, что документ не только обоб­щает двадцатилетний опыт выборов в Думу, но и возвращается к наиболее удачным избирательным схемам, практиковавшимся преж­де. Речь - о восстановленном праве граждан избираться депутатами Государственной Думы, минуя партийные фильтры и списки. Депутатство, таким образом, вновь становится доступным для индивидуальных политиков.

Восстанавливая систему, согласно которой 225 мандатов будут распределяться по партийным спискам, а 225 мест получат одномандатники, законопроект снижает преимущества, которые ранее получали крупные парламентские партии. Таким образом, эпоха стимулирования партийного выдвижения закончена, что, конечно, не говорит об ослаблении политической конкуренции вообще. Ведь сильный и «раскрученный» в округе одномандатник собирает часто голосов в разы больше, чем иная партия по всей стране.

Многие аналитики полагают, что грядущее «перераспределение» конкуренции пойдёт только на пользу «Единой России» или иной «партии власти», которая, опираясь на административный ресурс, сможет добрать до парламентского большинства депутатов от округов.

Серьёзным аргументом в пользу такой точки зрения можно считать результаты парламентских выборов в октябре прошлого года на Украине.

Взяв лишь относительное большинство в 30 процентов голосов избирателей по спискам, правящая Партия регионов за счёт выдвинутых ею одномандатников и примкнувших «независимых» сумела даже без неявных союзников из Компартии сформировать большинство более чем в 230 депутатов (конституционное число мест в Верховной Раде также 450).

Однако важно не только то, какая партия получает преимущества от новой избирательной системы. Тем более что предсказать партийную конфигурацию в декабре 2016 года - планового срока выборов - сейчас уверенно не сможет никто. Важны качество депутатского корпуса и его обратная связь с избирателями, которые при наличии депутатов от округов, как показывают многолетние наблюдения, значительно выше. Партии же, формируя более короткие списки, смогут уделить больше внимания отбору кандидатов. Чем уменьшается риск возможного впоследствии ухода депутатов из фракций. Снижается также актуальность разговоров об императивном мандате по схеме «покинул фракцию - покинь Думу».

Размер избирательного фонда, определяемый законопроектом, - не более 700 миллионов рублей для партии и не более 15 миллионов рублей для кандидата - лишь кажется великоватым. Если исходить из количества избирателей, которых насчитывается около 106 миллионов, предельный расход на один потенциальный голос составит всего 7 рублей, а в полумиллионном округе, каких немало в Центральной и Южной России, Поволжье и Сибири, предел расходов на одну избирательскую душу не превысит 30 рублей. Что эквивалентно стоимости одной небольшой программной брошюрки. Однако избирателей уже не возьмёшь ни большими рекламными щитами, ни сплошь оклеенными плакатами заборами. И похоже, что избирательные кампании в округах начнутся сразу же после принятия закона о схеме их «нарезки».

А вот здесь могут возникнуть дискуссии из-за слишком разной численности населения в реги­онах. На последних выборах по округам, которые состоялись в декабре 2003 года, число избирателей в самых многочисленных и самых малочисленных округах различалось в десятки раз. С одной стороны, справедливость и наличие палаты регионов в лице Совета Федерации требует примерно равной численности избирателей в округах. А с другой - что делать с малочисленными субъектами Федерации и в какие «большие» округа включать их избирателей? Речь не только об отдалённой Чукотке, но и Республике Адыгея, находящейся внутри Краснодарского края. Пока законопроект предусматривает, что в субъектах Федерации, где число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу.

мнения

Николай Левичев, заместитель председателя Государственной Думы, фракция ­ «Справедливая Россия»:

«Концептуально наша фракция, думаю, поддержит законопроект в первом чтении. Тем не менее ко второму чтению мы будем бороться за изменение целого ряда конкретных позиций.

В ситуации, когда партий уже несколько десятков, а в перспективе к следующим выборам их число может перевалить за сотню, нужна какая-то фильтрация от партий-однодневок. Так, скажем, зарегистрированная партия должна принимать участие в определённом количестве выборов в местные органы самоуправления. Получив какое-то количество депутатских мандатов на этом уровне, она должна получать право без сбора подписей принимать участие в выборах регионального уровня. А получив места в законодательном собрании хотя бы одного субъекта РФ, имела бы право без сбора подписей участвовать в выборах в Государственную Думу. В противном случае выборы в высший представительный орган грозят превратиться в хаос.

С другой стороны, коль уж в стране была проведена либерализация партийного законодательства, нужно, на наш взгляд, снижать порог прохождения в Государственную Думу не до пяти процентов, как предлагается в президентском законопроекте, а по крайней мере до трёх процентов, а может, и ниже».

Сергей Обухов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, секретарь ЦК КПРФ:

«В данной концепции мы не поддерживаем закон. Ущербность этой законодательной инициативы - это резкое увеличение силы денежного мешка, увеличивается размер избирательных фондов. Это означает, что у кого больше денежный мешок, тот в этом округе и побеждает. И правящая партия воспользуется этим. Выборы по пропорциональной системе гарантированно означают для них проигрыш, и они хотят перестроить всю систему».

Владимир Васильев, заместитель ­председателя ­Государственной Думы, ­руководитель фракции

«Единая Россия»:

«Людям просто необходимо дать больше возможностей для участия в политических процессах. Россияне готовы не только выбирать из перечня политических партий, но и хотят отдать свой голос конкретному кандидату - которого знают, которому доверяют, который, например, является их земляком и не понаслышке знает о проблемах данного округа. Госдума следующего созыва должна быть сложнее, многополярнее, продуктивнее. Увеличение числа партий, упрощение сбора подписей, снижение избирательного порога до пяти процентов, возврат к одномандатным выборам - это важные инициативы главы государства в части усиления влияния общества на политические процессы. Своим законопроектом президент открывает двери в политику создаваемым партиям и активным беспартийным гражданам в качестве самовыдвиженцев».

Владимир Овсянников, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР:

«Мы категорически не согласны с тем, что переходим к смешанной системе выборов, мы будем настаивать и вносить поправку ко второму чтению о сохранении пропорциональной системы… Попробуем убедить коллег в нашей правоте и оставить (только) партийные списки. Это будет правильно: одномандатные округа дадут приток из регионов тех людей, которые желают провести региональные элиты, понятно, что они сделают всё, чтобы эти люди прошли. Правильно, что нет блоков, потому что такая мешанина будет, что избирателям будет потом неудобно наблюдать за действиями блока. Также мы согласны, что сохранилась определяющая часть федерального списка партии в количестве десяти человек, наши предложения здесь были услышаны».

Просмотров 140

06.03.2013 19:46



Загрузка...

Популярно в соцсетях