День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Сейм Латвии против православного Рождества

08.02.2013 16:31

Сейм Латвии против православного Рождества
Юрий Виноградов

В обсуждении вопроса как в капле воды отразилось реальное отношение латвийской элиты к русским жителям страны. Хотя православное Рождество давно прошло, политики скрестили копья вокруг этого праздника, и вряд ли к очередной славной дате удастся решить проблему. А она вот в чем. В борьбу против празднования православного Рождества (ввести выходной в этот день предложила Партия реформ экс-президента Валдиса Затлерса, входящая в правящее большинство) включилось министерство финансов Латвии. Здесь заявили, что такой выходной слишком дорого стоил бы стране и… дискриминировал бы неверующих. Между тем, ни о финансовой стороне, ни о дискриминации неверующих нет мысли при праздновании католического Рождества, которое в Латвии является государстввенным праздником.

Судя по тому, что вот уже несколько лет в Сейме Латвии идут бесплодные дебаты по вопросу о том, следует ли давать выходной православным в их Рождество, оно местным националистам — поперек горла. Перед нынешним православным Рождеством Партия реформ в очередной раз пыталась предложить этот закон, и снова его отложили, и опять идут дебаты, и вот сейчас свои «пять копеек» вставило министерство финансов.

Между тем, в Латвии проживает около 30 процентов русских, немало православных и среди представителей других национальностей. Местные ультрапатриоты считают их «оккупантами», но даже если так относиться ко всем тем, кто приехал в республику после ее вхождения в состав СССР, все равно придется признать, что русские Латвии — коренное население — до войны они составляли около 10 процентов населения страны. А православные есть не только среди них - тут и украинцы, и белорусы, и грузины и даже, как заметил Митрополит Рижский и всея Латвии Александр - латыши, которые составляют пятую часть его паствы.

А вообще, если судить по историческим хроникам, православный обряд пришел на эти территории еще из Новгородской Руси. Он стал первой формой христианского вероисповедания в Прибалтике в целом. «Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже к XI веку на берегах Даугавы стояли православные храмы. Одной из первых на правом берегу устья реки, там, где сейчас находится исторический центр Риги, была возведена православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца», - напоминает Митрополит.

Между тем, хотя политики Латвии скрещивают копья именно вокруг православного Рождества, на самом деле предложение Партии реформ шире, просто упомянутый день колет им глаза. Речь о том, чтобы раз в году верующие разных конфессий могли брать один выходной в день своего религиозного праздника. Выбор конкретного дня должен быть заранее согласован с работодателем и внесен в договор о найме. В список таких потенциальных выходных внесены следующие даты: 6 января — День звезды (Церковь адвентистов седьмого дня), 7 января -Рождество (Латвийская Православная церковь, Древнеправославная Поморская церковь Латвии), 15 августа — День вознесения Девы Марии (Римско-католическая Церковь в Латвии), Йом-Кипур или День искупления грехов (Латвийский совет еврейских общин, дата меняется каждый год), 31 октября — День Реформации (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии).Однако в обсуждениях практически не слышны другие даты, кроме «ненавистного» 7 января. Партнеры Партии реформ по правящей коалиции не поддерживают идею. И вот на борьбу против православного праздника призвали министерство финансов.

Его эксперты подсчитали: введение одного оплаченного выходного на религиозные праздники приведет к сокращению налоговых сборов примерно на 10 миллионов латов (1 лат = 58 рублей). В ведомстве, которое, казалось бы, не имеет отношения ни к политике, ни к духовным проблемам, заодно озаботились и этими вопросами. На взгляд чиновников, предоставление работникам выходного на религиозные праздники «нарушит право человека на частную жизнь, так как религиозные убеждения — это личное дело каждого человека». К тому же, напоминают тут, закон о труде запрещает работодателю интересоваться духовным мировоззрением работников. Правда, о праве работника сказать о своих духовных воззрениях работодателю ничего не говорится. Но в минфине еще считают, что нельзя дискриминировать неверующих работников, которые в таком случае не будут иметь права на дополнительный выходной. Такой же позиции придерживаются и в министерстве благосостояния, уверяя, будто закон о религиозных праздниках поставит верующих в привилегированное положение.

Но это лукавство, потому что в Латвии есть несколько праздников, которые, если придерживаться такой логики, как раз и ставят «главных» верующих в привилегированное положение. Не говоря уже о католическом Рождестве, в Латвии являются государственными праздниками еще два религиозных праздника: 15 августа — День Успения Марии (правительство присвоило такой государственный статус католическому празднику вознесения Девы Марии на небеса) и 31 марта — Лютеранская Пасха.

Кроме того, государственными являются и два праздника, восходящие к древним традициям и обрядам латышей: 23 июня — Лиго (Янов день), аналогичный Иванову дню, и 11 ноября — День Лачплесиса, латышского народного героя, богатыря латышских народных сказок, олицетворяющего величие народа, его волю к борьбе и героизм.

Представитель Партии реформ Гунар Игаунис, предлагая законопроект, пояснял: введение такого выходного явилось бы проявлением терпимости к жителям страны, ведь в республике проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Той же позиции вместе с экс-президентом Валдисом Затлерсом придерживается его предшественник, экс-президент Гунтис Улманис. «Я считаю, что православное Рождество должно получить соответствующий статус. В этом вопросе мы лицемерим: президент поздравляет главу Православной церкви Латвии, старообрядцев и православных с Рождеством, но формально такого праздника просто нет, это просто глупо», - говорит он. Улманис уверен, что 7 января все равно будет объявлено праздничным днем. «Пока нашим политикам не хватает мудрости, чтобы принять это решение», - констатирует он. По его словам, старообрядческая и православные общины занимают очень большое место в жизни Латвии, «и отношение к православному Рождеству - это пример близорукости латвийской политики».

И все же — почему латвийская элита так относится к этому вопросу? Пожалуй, ответ можно найти в одном из выступлений известного латвийского политолога, доцента отделения политических наук Латвийского университета Ивара Иябса: «Нынешняя ситуация, когда соображения безопасности выходят на первый план в политике, теоретически должна мобилизовать все общество и отделить заботу о безопасности от банальной русофобии. Видно, наши демократы на это не способны. Их преследует уверенность, что народ, по крайней мере, его латышская часть, настроен либерально и демократически. Поэтому он сам поймет, что у политиков на самом деле ничего нет против русских. Их просто заботит безопасность страны. В конце концов, зло исходит от элиты, а не от простого, очень демократичного и толерантного, гражданина. Но со стороны иногда кажется, что народ все больше мобилизуется на базе латентной русофобии. Мол, у нас ничего нет против русских. Мы просто ненавидим Россию, латвийскую русскую прессу, русскую попсу и «Новую волну», 9 мая, Ушакова (мэр Риги. - «ПГ»), православное Рождество, Петра Первого и Барклая-де-Толли, а против русских мы совершенно ничего не имеем!»

«В книге «Письма Баламута» Клайва Стейплза Льюиса один из советов беса звучит так: делайте все, чтобы кого-то обидеть, но будьте очень удивлены, когда он наконец действительно обидится», - пишет политолог.

Как говорится, ни добавить, ни убавить…

Рига

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1783

Ещё материалы: Юрий Виноградов