Оборонка не может быть убыточной

Неделя Федерального Собрания

Законодательно отрегулированы   взаимоотношения военного ведомства и предприятий ВПК

Предприятия, ковавшие мощь советских Во­оружённых сил, десятилетия служили маяком для других отраслей отечественной экономики. Ведь именно в оборонке были сосредоточены лучшие технологии и специалисты, а её продукция отличалась стабильно высоким качеством. Поставки в Во­оружённые силы формировались с помощью государственного оборонного заказа, от выполнения которого зависела мощь армии. После безвременья 90-х, которое едва не уничтожило оборонную промышленность, к гособоронзаказу решили вернуться. 

В начале двухтысячных гособоронзаказ стал спасением и одновременно бедой оборонной промышленности, поскольку без технологической модернизации выполнить его в полном объёме не удавалось.

Непросто складывались и отношения оборонщиков с заказчиками из Вооружённых сил. Получив от государства деньги, Минобороны иногда в открытую говорило о возможности альтернативных закупок иностранных вооружений. Однако быстро выяснилось, что по-настоящему современные технологии нам продавать никто не собирается. Между тем на продукцию отечественных оборонщиков военное ведомство порой закладывало столь низкую рентабельность, что госзаказ становился для предприятий убыточным.

Тяжело шло выполнение гособоронзаказа в 2011 году. Восемь совещаний под руководством тогдашнего главы Правительства Владимира Путина помогли сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Последние контракты по гос­оборонзаказу заключались уже под конец года, но на 93 процента план удалось всё же выполнить.

В 2012 году, который по выполнению оказался самым удачным, гособоронзаказ выполнен на 99 процентов. Однако баланс ведомственных интересов приходилось сохранять в режиме ручного управления отраслью. И всё же серьёзные подвижки в отрасли произошли. Например, близка к разрешению ситуация с авансированием промышленных предприятий, а значит, у них появится возможность покупать новое оборудование и технологии, обучать персонал.

Улучшилось финансирование научно-исследовательских учреждений по оборонной тематике.

Результат не заставил себя ждать. В минувшем году Вооружённые силы получили 40 новейших самолётов различных классов, среди которых многофункциональные истребители Су-30МС, МиГ-29К, фронтовые бомбардировщики Су-34, и 127 вертолётов. Большое пополнение ожидается и на Военно-морском флоте. Речь идёт о подводном ракетном крейсере четвёртого поколения «Юрий Долгорукий» (заложенный в 1996 году, он наконец достроен). Вслед за ним планируется введение в строй субмарин такого же класса - «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Обновление приходит и в мотопехоту: это семейство бронемашин «Медведь», «Тигр» и «Волк». Минувшей осенью прошёл испытания опытный образец танка Т-90МС с новейшими системами наведения и управления орудием.

Вместе с тем опытные образцы современного высокоточного оружия требуют ещё серьёзной работы, чтобы они могли стать серийными. Ясно, что в режиме ручного управления ВПК эти планы трудно будет реализовать в срок. Поэтому важно выработать чёткую систему отношений оборонного ведомства и ВПК. Основа для таких отношений заложена в законе о гособоронзаказе, который вступил в силу 1 января сего года. Его идеология заключена в том, чтобы интегрировать инструмент плановой экономики, каким в сущности является гособоронзаказ, в современную систему рыночных отношений. В документе прописано положение о минимальной рентабельности. То есть теперь предприятие, работающее на гособоронзаказ, точно не останется в убытке. При этом авторы закона после долгих споров отказались от идеи установления чёткой границы минимального порога рентабельности в 15 процентов, она будет определяться в зависимости от сложности и конкурентоспособности продукции.

Закон, однако, не решает всех проб­лем оборонки. Предстоит решить вопрос во взаимоотношениях головных предприятий и смежников. Последние сегодня особенно отстают в технологическом плане и не могут поставлять комплектующие соответствующего качества. Для усиления конкуренции на этом рынке было бы полезным допустить на рынок частные компании. Тем более что с увеличением госфинансирования бизнес стал проявлять к оборонке всё больший интерес. Президент ОАО «Объединённая авиа­строительная корпорация» Михаил Погосян считает, что тема государственно-частного партнёрства сегодня чрезвычайно актуальна. Вместе с тем он отмечает, что должны «созреть» условия для того, чтобы оборонка была готова воспринимать частный бизнес, а бизнес выразил интерес к инвестированию в ВПК.

Острой остаётся кадровая проблема. Без специализированных государственных программ её не решить. Причём надо обеспечивать не просто сам процесс обучения, но и социальную поддержку учащихся оборонных вузов и, конечно, их дальнейшее трудоустройство.

Проект дополнят и примут

В ноябре прошлого года члены Совета Федерации одобрили федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Однако в ходе рассмотрения документа у сенаторов возникли вопросы, касающиеся исполнения бюджета. Профильный комитет обобщил все предложения и представил их в проекте постановления.

Выступая с докладом, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров рассказал, что большая часть предложений касалась межбюджетных отношений и была направлена на решение финансовых проб­лем в субъектах Российской Федерации.

Понимая сложность финансового состояния регионов в 2013 году в связи с отменой льгот по налогу на имущество естественных монополий и введением льготы на движимое имущество, сенаторы включили в проект постановления предложение о предоставлении дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации на компенсацию выпадающих доходов.

В проекте постановления говорится и о необходимости рассмотреть возможность реструктуризации задолженности регионов по бюджетным кредитам, предоставленным им на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт дорог, на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко попросила коллег внимательно поработать с проектом постановления: «Если у вас есть замечания, предложения, дополнения, направляйте их в Комитет по бюджету и финансовым рынкам, чтобы они были учтены при доработке окончательной редакции».

Кодекс поведения для всего региона

«Даже если бы очень хотелось к чему-то придраться, это вряд ли кому удалось» - так охарактеризовала работу и организацию 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Об итогах сессии коллегам подробно доложил вице-спикер палаты регионов Ильяс Умаханов.

В рамках форума удалось затронуть весь комплекс проблем, актуальных для Азиатско-Тихоокеанского региона. Ильяс Умаханов сказал, что российской стороной были внесены проекты таких ключевых документов, как «Обеспечение мира и стабильности в АТР», «Экономика и торговля в АТР», «Развитие транспортной инфраструктуры», «Укрепление продовольственной безопасности», «Экономическая безопасность», «Взаимодействие в сфере молодёжной политики», «Научно-образовательное сотрудничество в АТР».

Россия, которая имеет немалый опыт в вопросах создания региональных систем безопасности, в том числе на европейском направлении, вместе с другими партнёрами по АТР стремится к формированию более устойчивой системы международных отношений. «Во Владивостоке, - подчеркнул Ильяс Умаханов, - мы действовали скоординированно с делегацией КНР, базируясь на совместно разработанном документе - «Кодекс поведения в АТР». Важно, что его основные положения были включены в текст итоговой политической резолюции».

Организаторы стремились помочь началу диалога представителей парламентов Северной и Южной Кореи. «К сожалению, в связи с известным запуском северокорейской ракеты приезд делегации КНДР был отменён. Вместе с тем мы в дальнейшем будем использовать потенциал межпарламентского сотрудничества для стабилизации ситуации на Корейском полуострове», - сказал он. Довольно острой, по его словам, получилась полемика по вопросам ближневосточного урегулирования, а конкретно - ситуации вокруг Сирии. Российской делегации удалось добиться достаточно сбалансированного текста резолюции по этому вопросу.

Помимо политического блока вопросов российская делегация уделила особое внимание экономической тематике. «Мы исходили из того, что сотрудничество со странами АТР становится особенно актуальным в условиях вступления России в ВТО, - заметил Ильяс Умаханов. - Доля стран АТР во внешней торговле России составляет 24 процента, при этом 86 процентов товарооборота приходится на четыре страны: КНР, США, Японию и Республику Корея. Мы имеем все основания ожидать дальнейшего роста этих показателей, что, в свою очередь, предполагает использование огромного транзитного потенциала Сибири и Дальнего Востока».

Он доложил, что в ходе форума состоялись 32 двусторонние встречи председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, вице-спикеров палаты регионов и Государственной думы с руководителями делегаций всех стран и международных организаций, участвовавших в сессии. Особый интерес вызвала встреча молодых парламентариев. Были поддержаны российские инициативы о проведении на регулярной основе молодёжных секций в рамках ежегодных секций АТПФ.

Сенаторы отказались от лишних бумаг

Отныне в Совете Федерации не увидишь сенатора, спешащего на пленарное заседание с увесистой пачкой бумаг в руке: палата переходит на электронный документо­оборот. Уже со следующего заседания (20 февраля) будет прекращена раздача документов на так называемых бумажных носителях.

Между прочим, с учётом количества пунктов в повестке дня пакет «носителей» порой доходил до 100-150 страниц. Естественно, большую его часть впоследствии отправляли в корзину. Новшество, когда все материалы представлены в электронном виде, не только сэкономит расходы на бумагу и пощадит множительную технику, но и позволит каж­дому сенатору иметь полновесную информацию в своём компьютере. Парламентарии поддержали такое предложение, но порекомендовали обновить компьютерную технику в зале заседаний. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что это будет сделано во время летних парламентских каникул.


Просмотров 30

07.02.2013