Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Давай, до свидания!

Наша тема: на телефонной игле

14.12.2012 15:00

Три миллиона россиян, скорее всего, распрощаются со своими операторами мобильной связи

С 1 декабря 2013 года россияне смогут свободно переходить от одного оператора к другому, не меняя номера мобильного телефона. Соответствующий законопроект, отменяющий «пожизненную» привязку к сотовому оператору, Государственная Дума приняла во втором чтении. Депутаты единодушно одобряют эту инициативу и намерены проголосовать за соответствующие поправки к Закону «О связи» и Налоговый кодекс в третьем чтении.

По словам заместителя Председателя Государственной Думы Сергея Железняка, документ поможет многим россиянам оставаться на связи и избавит от необходимости передавать свои новые координаты родным, близким и коллегам в случае смены мобильного оператора. «После принятия законопроекта операторы телефонной связи прекратят эксплуатировать привязанность человека к своему номеру, – убеждён Сергей Железняк. – Это поспособствует увеличению конкуренции в отрасли, и операторы будут предоставлять абонентам более качественные и недорогие услуги».

Вице-спикер Государственной Думы Сергей Железняк сообщил, что после первого чтения в конце ноября в документ было внесено 14 поправок, также учтены юридические замечания и правки, которые помогут эффективно реализовать этот закон после принятия.

«Максимальная стоимость услуги перехода для абонента не будет превышать 100 рублей, несмотря на все усилия лоббистских структур», – отметил ­Сергей Железняк. Вице-спикер считает, что до конца этой недели поправки могут быть рассмотрены в третьем чтении, а до конца года приняты Советом Федерации и подписаны Президентом.

Теперь сотовым операторам придётся платить около 1,2 процента доходов на обслуживание специальной базы номеров.

Парламентарии считают, что в будущем операторы могут вообще отказаться от взимания платы за переход – для сохранения и расширения клиентской базы.

Ограничение платы – принципиальная позиция авторов законопроекта. Однако председатель Комитета по информационной политике Алексей Митрофанов не исключает, что по этому пункту при обсуждении документа в третьем чтени будет дискуссия. Есть поручение Президента от 27 апреля 2012 года сделать переход от оператора к оператору бесплатным. «Это можно обсуждать, но 100 рублей – сумма, доступная нашим гражданам», – сказал Митрофанов.

По оценкам экспертов, после отмены «мобильного рабства» тарифы сотовой связи снизятся на 10–15 процентов. Но есть и другое мнение: операторы могут повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы на реализацию требований закона. Сегодня в стране десятки сотовых операторов, но, как известно, существенная доля рынка принадлежит так называемой большой тройке – МТС, Билайну и МегаФону. В стране успешно работает также государственный оператор «Ростелеком». Эти компании появлению новой услуги, мягко сказать, не рады. Они даже обратились в Государственную Думу с письмом, в котором просили перенести сроки введения закона в действие. Мотивируют они это тем, что уже сейчас практикуются услуги, которые максимально облегчают переход в другую сеть или смену номера в рамках сети. Это, например, SMS-рассылка по списку контактов с извещением о новом номере. Или опция, позволяющая позвонившему на прежний номер получить информацию о новом номере в виде голосового или SMS-сообщения. Правда, эти услуги платные и предусматривают смену номера. А большинство россиян не хотят менять свой номер. Поэтому Сергей Железняк, которому было адресовано прошение, не нашёл оснований для компромисса. К концу 2013 года мобильным операторам придётся подготовиться, чтобы с начала 2014 года предоставлять гражданам оговорённую законом услугу.

«Мы не комментируем тему смены оператора с сохранением номера, пока идёт обсуждение», – сказали нам в пресс-службе Билайна («ВымпелКом»). Ранее компания заявляла, что внедрение услуги потребует немалых финансовых вложений, так как «потребуется решить ряд непростых технологических вопросов».

«В целом внедрение и реализация системы переноса номера требует существенной переработки действующей нормативно-правовой базы, – считает пресс-секретарь МегаФона Юлия Дорохина. – На наш взгляд, эту услугу лучше опробовать в отдельных регионах, чтобы оценить её востребованность».

СПРАВКА

Впервые принцип переноса номера от одного оператора к другому был введён в Гонконге в 1995 году. Подобная услуга действует в 70 странах мира и называется Mobile Number Portability. Опыт показывает, что не всегда сбывались прогнозы относительного того, сколько людей перейдут в другую компанию, сохранив свой номер. В США ожидали, что этой услугой воспользуются более 20 процентов граждан, а реально их оказалось семь процентов. В европейских странах, напротив, реальность превысила ожидания. Предполагается, что в России захотят сменить оператора три миллиона человек.

А им всё мало

И зменения в законе о связи имеют вполне определённую стоимость: на создание базы данных перенесённых номеров планируется потратить из федерального бюджета 498 с хвостиком миллионов рублей. То есть за счёт налогоплательщиков.

Но члены Инфокоммуникационного союза, куда входят МТС, МегаФон и Билайн, посчитали, что этого мало. «Срок вступления закона в силу 1 декабря 2013 года является недостаточным для подготовки к реализации положений законопроекта и не позволит операторам связи предоставить абонентам услугу переноса номера с высоким качеством», – утверждает «большая тройка».

Ссылаться на техническую невозможность для телефонистов – дело привычное. И попробуй разберись, где объективные трудности, а где желание уклониться от невыгодных с точки зрения бизнеса нововведений. Помните, как много лет кряду «большой тройке» с лёгкостью удавалось отмахиваться от упрёков в безумных тарифах на роуминг? Мы бы, дескать, и рады снизить цены, да зарубежные партнёры такие суммы с нас ломят!.. Но, удивительное дело, стоило Владимиру Путину громко цыкнуть на операторов мобильной связи за грабительские расценки, как стоимость минуты разговора в международном роуминге в считаные недели снизилась едва ли не в пять раз. Надо понимать, это зарубежные партнёры вдруг одумались?

…Задача любого бизнеса – извлечение максимально возможной прибыли. И это нормально. До тех лишь пор, однако, пока коммерсант не превращается в спекулянта. Выведенную Карлом Марксом формулу пока ещё никто не отменял: «При 100 процентах прибыли капитал попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». По данным независимых экспертов, российские операторы мобильной связи показывают рекордную по международным меркам рентабельность – более чем 40 процентов. До опасного порога недалеко.

Олег Головин

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Почему я тоже скажу: «Оревуар!»

Я точно знаю, что окажусь в числе трёх миллионов россиян, которые после 1 декабря 2013 года сменят своих операторов мобильной связи. Это, по крайней мере, позволит мне прекратить отношения с компанией, исправно и бессовестно (с моей точки зрения) обиравшей меня полтора десятка лет.

Первый крупный конфликт с оператором произошёл, когда он практиковал SMS-атаки на мой мобильник с назойливыми напоминаниями, что вот-вот мой счёт обнулится и телефон будет отключён. Разбираться пришлось, конечно, не из-за SMS, а из-за того, что я совершенно случайно узнал о появлении более щадящих для моего номера тарифов. То есть я мог платить за связь гораздо меньше, нежели платил, если бы мой оператор наряду с SMS-бомбометаниями хотя бы раз сообщил о введении более дешёвых тарифов.

Девушка в офисе оператора лишь скорбно поджала губки, когда я предъявил компании вполне обоснованные претензии: «Вам надо было следить за нашей рекламой на радио и телевидении». А руководство оператора попросту проигнорировало моё напоминание о законе, защищающем права потребителей, в котором чёрным по белому прописано, что компания обязана мне, как клиенту, предоставлять «…необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Уже тогда был понятен подтекст подобного отношения к абонентам: никуда, мол, вы не денетесь, подсев однажды на мобильную иглу, как на наркотик. А ведь и правда: без мобильника уже не обойдёшься, смена же оператора влечёт и смену телефонного номера со всеми вытекающими отсюда неудобствами.

Шло время, менялись тарифы, однако, как оказалось, наиболее выгодные для меня расценки оставались для меня же недоступными. «Это тарифы для федеральных номеров, – пояснили мне в офисе компании, – а у вас номер прямой». Действительно, когда-то он и в самом деле был семизначным, без префикса. Но это давно кануло в Лету, и номер вполне себе стал федеральным и, строго говоря, не прямым. «Ваш тарифный план тем не менее, – ответили на мои доводы, – не предусматривает перехода на другие тарифы. Смените номер».

Между тем тактику SMS-атак мобильного оператора взяли на вооружение спамеры, по несколько раз в день объявляя мне, что я только что выиграл «Мерседес». Для получения выигрыша всего-то ничего надо было сделать – отправить ответное послание на короткий номер с существенным «облегчением» баланса. Обращение к оператору с просьбой заблокировать спамеров ничего не дало, что, в общем, объяснимо: оператор со спама имеет свой процент. Иначе почему и каким образом жулики всех мастей становятся обладателями коротких, в четыре цифры, телефонных номеров, которые законопослушным гражданам не очень-то доступны? И чем объясняется индифферентность операторов к разного рода промыслам как в телефонных сетях, так и в Интернете, осуществляемых с помощью четырёхзначных цифирок?

Но окончательно меня добил последний случай, когда, будучи в командировке в одной из стран СНГ, я имел неосторожность заглянуть, используя телефон, в свой почтовый интернет-ящик. Мало того что через несколько часов мобильник оказался заблокированным насмерть, в Москве меня ещё ожидал счёт с кругленькой суммой. Объяснения оператора, оставившего меня без связи, чтобы получить денежки, не отличались новизной: узнайте стоимость услуг, прежде чем ими пользоваться. Резонно. Если бы при этом ряд услуг не представлял собой мины-ловушки: пользуйтесь на здоровье, а счётом мы вас осчастливим потом.

У меня, конечно, нет уверенности, что другой оператор, к которому я перейду в 2013 году, окажется лучше прежнего. Очень уж, мягко говоря, расслабились отечественные поставщики сотовой связи, держа клиентов на поводке закреплённых телефонных номеров. Однако теперь, когда заработают поправки к Закону «О связи», можно полагать, что операторы сгонят жирок, прекратят общение с клиентами через губу, пересмотрят свои хитромудрые схемы относительно честного отъёма денег у абонентов. В противном случае каждый из нас воспользуется правом выбора, которого из-за упомянутого поводка не было. А дальше уже сработают законы конкуренции, согласно которым на рынке выживает лучший игрок.

Марат Абдуллаев, заместитель главного редактора

МНЕНИЯ

Роберт Шлегель

член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

«Это, безусловно, важный и полезный законопроект. Надеюсь, что он будет подписан Президентом до конца года. Но, помимо него, есть очень актуальные вопросы, с которыми обращаются к нам сограждане. Это вопросы о ценах на внутрироссийский роуминг, о подключении услуг без ведома абонентов, что может сравниваться с мошенничеством. Есть проблемы и с качеством связи – часто, по мере увеличения количества абонентов, связь ухудшается».

Ярослав Нилов

председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

«ЛДПР поддерживает этот законопроект. Мы запаздываем по некоторым услугам, которые уже давно используются в развитых странах. Законопроект облегчит жизнь нашим гражданам. И депутаты, и сотрудники Аппарата тоже мучились, когда Государственная Дума отказалась от услуг Билайна и перешла к МТС. Мы вынуждены были переоформлять номера на себя как на частных лиц или рассылать SMS со своим новым номером. Это всё очень неудобно. Вообще стоит сравнить, какие тарифы действуют у нас и за рубежом. Почему наши граждане, выезжая за границу в качестве туристов, вынуждены покупать разные сим-карты, которые выпускают эстонские и латвийские операторы сотовой связи? Эти карты работают в более чем ста странах мира по принципу: все входящие звонки бесплатно, а исходящие во много раз дешевле, чем если звонить с российской сим-карты? Надеемся, что комитет продолжит работу в этом направлении, чтобы создавать благоприятные условия для российских абонентов сотовой связи».

Николай Коломейцев

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

«Приватизация «Связьинвеста» привела к образованию «большой тройки». Её владельцы покупают акции «Арсенала», но в то же время тарифы на услуги связи в России – одни из самых дорогих в мире. Может, стоит пойти на то, чтобы национализировать рынок сотовой связи, а потом отдать людям, которые будут более внимательно относиться к гражданам в части стоимости услуг и повышать качество связи?»

Мария Кожевникова,

член Комитета Государственной Думы по культуре:

«Странно в XXI веке говорить о рабстве, однако в современной жизни появилась новая форма зависимости – от сотового оператора. Так называемое мобильное рабство кандалами приковывает не желающего менять номер телефона абонента к оператору сотовой связи. В результате мы пользуемся невыгодными тарифами или теряем качество связи. Но всё это терпим, потому что уход к другому поставщику сотовой связи чреват потерей наработанных контактов, разрывом привычных связей. Старые знакомые, с которыми созваниваешься раз в год, однажды могут не дозвониться.

Вносимые в Закон «О связи» поправки ликвидируют эти проблемы, гарантируя абоненту сохранение за ним привычного номера даже при смене оператора. Законопроект должен повысить и качество сотовой связи, поскольку теперь потребитель, слыша в трубке шуршание и прочие посторонние звуки, предпочтёт поискать более качественные услуги на стороне, при этом не теряя номера телефона».

Так или иначе, но впереди – обсуждение ряда других важных законопроектов, касающихся борьбы с телефонным спамом, отмены внутрироссийского национального роуминга.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 745