Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Татьяна Москалькова: россиян больше всего волнует здоровье и жильё

Пандемия обострила проблемы в целом ряде отраслей и прибавила работы омбудсменам

09.12.2021 14:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Татьяна Москалькова: россиян больше всего волнует здоровье и жильё
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В 2021 году уполномоченному по правам человека поступило рекордное количество обращений — более 55 тысяч. Это на 11 тысяч больше, чем за 2020 год. Работы у омбудсменов прибавилось по двум главным причинам. Во-первых, пандемия обострила проблемы в целом ряде отраслей. Во-вторых, повысилась узнаваемость государственного правозащитника. На что чаще всего жаловались россияне в уходящем году, в преддверии Дня прав человека, который отмечается 10 декабря, «Парламентской газете» рассказала российский омбудсмен Татьяна Москалькова.

- Татьяна Николаевна, уже два года Россия, как и другие страны, живёт в режиме пандемии. Как это отразилось на работе уполномоченного по правам человека?

- Второй год пандемии был таким же непростым, как и первый. Но мы смогли не только адаптироваться к новым условиям, но и повысить эффективность нашей работы, сделав институт уполномоченного по правам человека одним из ключевых элементов поддержки граждан в это непростое время: развернули горячую линию, ввели формат личных приёмов по видео-конференц-связи, начали принимать обращения через социальные сети.

Эти новые формы работы оказались востребованными. Горячая линия работает на постоянной основе: за 2020 год мы приняли более 10 тысяч звонков, за 11 месяцев этого года уже более 14 тысяч. На самом деле количество звонков гораздо больше, около пяти тысяч в месяц, но пока нам не хватает технических мощностей для принятия и обработки всех заявок.

- А как пандемия повлияла на качество жизни россиян, на что чаще всего жаловались граждане в 2021 году?

- Пандемия обострила проблемы в целом ряде отраслей и сместила вектор работы уполномоченных. За неполный 2021 год количество обращений по охране здоровья и праву на медицинскую помощь увеличилось более чем в два раза. Люди жалуются на ненадлежащее качество медицины, на недоступность медицинской помощи, на нехватку лекарств, на организации обязательного медицинского страхования, на сложности с плановым лечением.

В поликлиники предложили допускать без QR-кода

Самыми незащищёнными, как и в прошлые годы, оказались инвалиды, пожилые одинокие люди и многодетные семьи. При этом пандемия обрушила на них целый вал новых проблем: финансовых, связанных с патронажем и медицинским обслуживанием, с ситуацией на рынке труда. В целом распространение COVID-19 неизбежно отразилось на всём спектре прав, даже сформировалось такое понятие, как «ковидные» права. Суть их в том, что в экстремальных условиях, когда счёт погибших идёт на миллионы, интересы общества должны получать преимущество над правами одного.

- Кстати, о «ковидных» правах. Один из самых обсуждаемых вопросов в последнее время — введение QR-кодов. Ваше отношение к этому вопросу?

- Каждый вправе распоряжаться своим здоровьем и лично принимать решение о вакцинации от коронавируса, но при этом человек должен принять и условия неких ограничений в случае отказа от вакцинации.

Как я уже и говорила, в экстремальных условиях интересы общества должны иметь преимущество над правами одного. При этом важно проявлять взаимное уважение друг к другу как сторонникам вакцинации, так и её противникам. Нельзя заставлять вакцинироваться, нужно с уважением относиться к внутреннему миру человека. При этом и антипрививочники должны относиться с уважением к позиции тех людей, которые идут на прививку не только ради себя, но чтобы оградить от возможности заражения этим страшным заболеванием большее количество людей.

© Тимур Ханов/ПГ

- Как вы оцениваете перспективы принятия законопроекта о QR-кодах в ближайшее время?

- Законопроекты Правительства направлены в парламент, в регионы, Общественную палату. Полагаю, что совместные усилия приведут к балансу интересов общества и государства в итоговой редакции законов.

Хочу ещё раз отметить, что вакцинация — это единственный способ победить болезнь, сохранить здоровье своё и близких. Я знаю, о чём говорю, не понаслышке. В этом году я сама перенесла ковид, но, к счастью, на тот момент уже была вакцинирована.

- Эксперты прогнозируют, что принятие закона о QR-кодах может привести к росту безработицы в России. Ожидаете ли вы наплыва таких жалоб?

- Случаи неправомерных увольнений, принуждений к подаче заявления об увольнении по собственному желанию участились в последнее время. Действительно, трудовые права — одна из сфер, которая уже попала под негативное влияние пандемии.

В ходе работы с такими обращениями мы выявили пробел в законодательстве об оплате труда в нерабочие дни и за работу, например, в удалённом режиме, в вечернее время и так далее. Он позволил работодателям по своему усмотрению устанавливать порядок и условия оплаты труда или полностью отказаться от неё.

Например, к нам обратился Г. и сообщил, что его работодатель частично выполняет требования указа президента, сохранив за ним рабочее место, но ни разу не перечислял ему заработную плату больше полугода. Куда бы человек ни обращался, все органы государственной власти и должностные лица сообщают, что в их компетенцию не входит вопрос назначения заработной платы. В итоге Г. пришёл к нам. Мы, в свою очередь, обратились в прокуратуру, которая провела проверку. В результате мужчине выплатили положенные деньги.

По моему мнению, подобные ситуации в первую очередь связаны с недобросовестностью отдельных работодателей, которые попирая основные принципы регулирования трудовых отношений, нашли простой способ избавляться от «лишних» или «неугодных» работников.

Мы видим решение этой проблемы в расширении компетенции государственной инспекции труда по рассмотрению жалоб на необоснованное увольнение. Обязательно озвучим конкретные рекомендации в докладе-2021.  

Читайте также:

• Нуждающихся в жилье хотят пересчитать • Продавцам могут запретить требовать от покупателей их персональные данные • За пять лет помощь омбудсмена получили 15 тысяч граждан

- Вы уже сказали, что пандемия сместила вектор работы уполномоченных, а что с проблемами, с которыми россияне традиционно обращались к омбудсменам?

- Как и раньше, много жалоб на работу ЖКХ. Такие обращения по-прежнему в числе лидеров. Именно поэтому мы посвятили этой теме Всероссийский координационный совет уполномоченных по правам человека. Вопросов, к сожалению, больше, чем ответов.

Острой проблемой остаётся выселение граждан из единственного жилья. Речь идёт о двух ситуациях: выселение из жилья за долги и выселение из служебного жилья. По таким вопросам количество жалоб увеличилось почти в два раза. Для повышения гарантий прав в данной сфере с учётом позиций Верховного суда и Конституционного суда назрела потребность в реформировании жилищного законодательства в этой части.

Кроме того, мы предлагаем законодательно запретить выселять семьи с детьми из единственного жилья за долги. И, судя по многочисленным публикациям в СМИ, эта идея нашла позитивный отклик в обществе.

Другая серьёзная проблема — обеспеченье жильём детей-сирот и молодых многодетных семей. Многие из них годами, даже десятилетиями стоят в очереди на получение жилья. Люди ждут положенного им по закону жилья, но по достижении 35-летнего возраста им говорят, что они уже не «молодёжь» и исключают из очереди. Форменное издевательство!

- Как вы оцениваете работу института омбудсмена в уходящем году и за последние пять лет, когда вы им руководите?

- С 2016 года нам удалось отстоять права более полутора миллиона человек.  Цифра восстановленных прав за этот год уже превышает их число за предыдущие пять лет. С начала 2021 года нам удалось помочь более полутора миллионам граждан, в том числе труженикам 12 предприятий и жителям 91 населённого пункта с неблагоприятной экологической обстановкой и жильцам многочисленных домов, в которых произведён капитальный ремонт и которые признаны или не признаны аварийными. Таким образом, с 2016 года три миллиона россиян ощутили на себе эффект от нашей работы.

Вообще институт омбудсмена уникален именно тем, что мы опираемся на обращения конкретных людей. Думаю, что именно поэтому растёт популярность института. Люди нам верят и надеются на нашу помощь.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 16020