Сергей Рябухин: вырастут и экономика, и доходы граждан

В проекте госбюджета определены приоритеты. Это расходы на развитие экономики и повышение жизненного уровня россиян

Сергей Рябухин: вырастут и экономика, и доходы граждан

Сергей Рябухин. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Уходящий год по-своему уникален для российской экономики: волатильность на валютных рынках, дополненная ростом нефтяных котировок, увеличила бюджетный профицит, который вместе с неизрасходованными остатками средств может составить к концу года сумму девять триллионов рублей. Как эффективно истратить эти средства и каковы особенности государственного бюджета на будущий год и плановый период 2020-2021 годов? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» размышлял Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Все риски учтены

Правительству удалось при очень непростой внешнеполитической ситуации сформировать проект устойчивого бюджета, который учитывает все известные на сегодняшний день риски, связанные с возможными санкциями и колебаниями валютных и сырьевых котировок при низкой инфляции, уверен Сергей Рябухин.

Главное отличие и новшество основного финансового документа — в нём предусмотрены инструменты развития, которые позволяют охарактеризовать будущий бюджет как бюджет роста, нацеленного на то, чтобы выполнить непростые задачи, сформулированные в майском указе президента Владимира Путина — занять место, в частности, в пятёрке наиболее развитых мировых экономик, а также стать членами клуба 80+, куда входят страны со средней продолжительностью жизни населения более 80 лет.

Один из таких инструментов развития — Фонд национального благосостояния (ФНБ), объём которого должен составлять не менее семи процентов от уровня валового внутреннего продукта (ВВП). Этот фонд призван решать двуединую задачу — служить подушкой финансовой безопасности, компенсируя возможные потери бюджета в случае неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, и быть источником финансирования стратегических государственных проектов, если объём ВВП превысит семипроцентный рубеж. К 2021 году вполне реально рассчитывать, что ресурсы ФНБ составят 11 триллионов рублей. Это станет неплохой основой для того, чтобы дополнительно финансировать приоритетные отрасли материального производства.

Другое новшество — Фонд развития, размер которого определён в пол процента ВВП, что на сегодняшний момент составляет около 500 миллиардов рублей, а его общий объём с 2019 по 2024 год составит примерно 3,5 триллиона рублей. Эти деньги намечено потратить на проекты, которые гарантируют переход экономики на принципиально иные темпы развития, что позволит улучшить качество жизни наших сограждан.

Крайне важная деталь: Фонд развития будет наполняться за счёт изменения в бюджетном правиле, для этого внесли поправки в Бюджетный кодекс. Следовательно, инвестиции в реальный сектор экономики будут гарантированы независимо от политической конъюнктуры.

Регионы получат поддержку

Проект трёхлетнего бюджета уникален и тем, что в нём впервые широко применены проектные (плановые) методы и принципы формирования доходов и определения расходов казённых денег. Общество становится информационно насыщенным, экономические процессы цифровизируются, считает Сергей Рябухин. Это позволяет с высокой степенью достоверности и в режиме реального времени определять, насколько эффективны те или иные расходы, особенно если учесть, что до сих пор не удаётся преодолеть тенденцию, при которой государственные расходы омертвляются в незавершённом строительстве. Строгий контроль через цифровые технологии с перспективой уголовной ответственности для руководителей всех уровней за срыв государственных заданий вполне может остановить этот крайне негативный процесс.

Централизованное проектирование поможет избавиться окончательно и от застарелой проблемы задолженности региональных бюджетов в 2,4 триллиона рублей. Удалось изменить структуру этого долга, переведя более 50 процентов займов на социальные нужды из разряда коммерческих, с уровнем ставок до 25-30 процентов, в разряд бюджетных под символические 0,1 процента годовых. Почти четыре года Совет Федерации занимался этой проблемой совместно с Минфином РФ, и в будущем трёхлетнем цикле эта работа будет продолжена, чтобы консолидированный бюджет регионов — а это около 12 триллионов рублей — был также сбалансирован и эффективен. Намечено усовершенствовать и принципы модельного формирования региональных бюджетов по единому «стандарту жизненного благополучия»: будут учтены в единых для всей страны нормативах новые ориентиры, установленные майским указом президента.

Проект бюджета внушает оптимизм: в распоряжении государства 30 триллионов рублей бюджетов всех уровней, и есть ясное понимание, как и на что их истратить с пользой для страны и для каждого гражданина.

Нет ли опасности, что региональные бюджеты не досчитаются поступлений в связи с налоговыми новшествами? Вероятные потери в связи с отменой налога на движимое имущество могут быть в полной мере компенсированы не только передачей части алкогольных акцизов в пользу регионов, отметил Сергей Рябухин, но и возможностью более эффективно перераспределить табачные акцизы, о чём существует договоренность с Минфином.

В целом проект бюджета внушает оптимизм, подчеркнул руководитель профильного комитета: в распоряжении государства 30 триллионов рублей бюджетов всех уровней, и есть ясное понимание, как и на что их истратить с пользой для страны и для каждого гражданина.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Сергей Рябухин

Просмотров 1208

10.10.2018 16:44

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...