Все о пенсиях в России

вчераМногодетным матерям предложили дать право уходить на пенсию досрочно

17.05.2024Семьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

17.05.2024Полицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

Нотариальная «страховка» для бизнеса

Практика диктует необходимость расширять компетенции нотариата в деловом сегменте

09.06.2023 10:00

Автор: Анна Окланская

Нотариальная «страховка» для бизнеса
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. © пресс-служба ФНП

Российские предприниматели и собственники компаний обращаются к нотариусам в среднем несколько миллионов раз в год - приводит данные Федеральная нотариальная палата (ФНП). За последние 10 лет в общем количестве нотариальных действий доля их обращений увеличилась в два раза. Среди них запросы на удостоверение сделок, перевод документов из бумаги в «цифру» с сохранением их юридической силы и другие действия в корпоративной сфере.

«Нотариальное удостоверение корпоративных сделок и решений снижает риски судебных оспариваний, помогает собственникам защитить свои интересы и бизнес. В том числе от мошеннических схем — от неправомочного представительства на собрании и ущемления интересов миноритариев до подмены протоколов собрания и незаконного отъема имущества предприятия», — говорит президент ФНП Константин Корсик.

Компетенция нотариата в деловом сегменте существенно выросла и продолжает расширяться. В 2009 году привлечение нотариусов к регулированию правоотношений между хозяйствующими субъектами позволило кардинально снизить число рейдерских захватов предприятий. Позднее была введена норма об обязательном нотариальном удостоверении ряда корпоративных сделок, а также определенных решений и заявлений общего собрания участников обществ. Между тем в сегментах, где присутствие нотариуса «факультативно», руки мошенников оказываются практически развязанными, создаются условия для захвата бизнес-активов. Наглядный пример — острая проблема незаконной смены генерального директора ООО. Эксперты подчеркивают: для ее устранения важно ввести обязательное нотариальное удостоверение решения о смене единоличного исполнительного органа.

В 2022 году нотариусы удостоверили более 270 тысяч решений органов управления и участников юрлиц, порядка 140 тысяч договоров отчуждения и залога долей в уставном капитале ООО, более 600 тысяч подписей на различных заявлениях юрлиц и ИП в налоговую службу.

Сэкономить время и средства и при этом сохранить удобство и гарантии безопасности нотариальной формы помогают цифровые возможности нотариата. С 2021 года в практику внедрен дистанционный формат удостоверения сделок. Сегодня сделки между юрлицами входят в топ-3 самых востребованных направлений нотариальной «дистанционки».

Одна из популярных категорий бизнес-сделок на расстоянии с участием нотариусов — купля-продажа недвижимости. Стабильно востребовано удостоверение дистанционных сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО. Также предприниматели обращаются за дистанционным удостоверением медиативных соглашений, соглашений о внесудебном порядке взыскания и др.  

В ФНП объясняют, что при дистанционном, как и при классическом, удостоверении сделки нотариусы несут полную имущественную ответственность за результат работы: «Многоступенчатая система страхования нотариальной деятельности гарантирует покрытие любого ущерба, что, естественно, актуально для корпоративной сферы». При этом, по мнению экспертов, в этом сегменте назрела необходимость расширять сферу применения дистанционного формата. Например, использовать его для удостоверения решений органов управления ООО.

Также действенный механизм для защиты интересов бизнеса — публичные реестры нотариата. Так, реестр уведомлений о залоге движимого имущества помогает регулировать залоговые отношения: защищать право собственности и разрешать споры в ситуациях с многократно заложенным имуществом, на которое претендует сразу несколько сторон. Еще один инструмент — передача ведения списка участников ООО нотариату. Это обеспечивает принцип равноправия всех участников общества в части принятия решений общим собранием акционеров, а также их независимости от наличия в доступе гендиректора и отношений с ним.

Читайте также:

• В Федеральной нотариальной палате рассказали о работе в новых российских регионах