Все о пенсиях в России

14:14В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

09:46В Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

вчераСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Систему госзакупок в сфере культуры надо менять

Тема: Как работает закон

28.01.2019 00:00

Автор: Дмитрий Олишевский

Систему госзакупок в сфере культуры надо менять
Глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская

Как в России пройдет 2019 год, объявленный Годом театра? Чем займется созданный в начале января при Комитете Госдумы по культуре Общественный совет, в который вошли известные деятели культурной и общественной сфер? Когда будет принят долгожданный закон о культуре? Об этом в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказывает глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская

- 2019 год объявлен Годом театра. В конце прошлого года вы внесли в Госдуму законопроект об особенностях госзакупок в сфере культуры, разработанный в соответствии с пожеланиями театрального сообщества. Расскажите, в чем суть ваших предложений?

- Контрактная система в сфере закупок — давняя боль не только театров, но и всех учреждений культуры. Уверена, наш законопроект, будучи принятым, значительно облегчит жизнь творческим людям.

Мы постарались убрать из документа требования, несовместимые с самой природой творческой деятельности. В частности, на учреждения культуры не будут распространяться ограничения национального режима закупок. Например, музыкальные инструменты конкретных марок можно будет свободно закупать у единственного поставщика, в том числе зарубежного. Далее, не придется составлять трехлетний план закупок, особенности планирования будет устанавливать Правительство. Существенно увеличивается сумма, которую учреждение культуры вправе единовременно потратить на закупки у единственного поставщика, — с 400 000 до 700 000 рублей. В течение года это составит либо пять миллионов рублей, что подходит маленьким организациям, либо 50 процентов годового объема закупок, но не более 50 миллионов рублей — давняя мечта их крупных коллег.

Мы считаем абсурдным обоснование цены, когда музей хочет приобрести культурную ценность, единственную в своем роде, или режиссер видит в той или иной роли конкретного актера… Ну и еще целый ряд послаблений. В частности, отмена внешней экспертизы исполнения контракта. Очевидно, что никакая сторонняя инстанция не сможет оценить закупку лучше самого театра, музея, библиотеки.

- При Комитете Госдумы по культуре впервые появился Общественный совет, куда вошли люди с громкими именами. Сейчас объявлено о формировании более обширного Экспертного совета. По каким принципам подбираются участники? Смогут ли войти в советы представители молодежной культуры, популярные исполнители, например Сергей Шнуров, если они выразят такое желание?

- Участники в Общественный совет приглашались, исходя из масштаба личности, авторитета в профессии и независимости мышления. Разумеется, мы не всех охватили, будем состав расширять. Очень признательны тем, кто, несмотря на огромную занятость, наше приглашение принял. Надеюсь, Общественный совет станет регулярной площадкой для уточнения и донастройки государственной культурной политики, а Экспертный, разделившись на группы, будет помогать законодательному регулированию тех или иных областей культуры.

«Молодежность» особого значения не имеет, главное, чтобы человек широко, грамотно и ответственно мыслил. Проще говоря, есть ли тебе что сказать и захотят ли люди тебя слушать. Что касается Сергея Шнурова, с которым я недавно вступила в рифмованный диалог, мне его творчество интересно, особенно жанр «утром в Инете, вечером в куплете», который он в последнее время для себя избрал. Так что идея перспективная.

- Сегодня много говорят о том, что назрела необходимость в цензуре, что граждан следует защитить от низкопробных сериалов и дурацких ток-шоу. Как вы относитесь к таким инициативам? Можно ли привить вкус к прекрасному в директивном порядке?

- Вы задаете самые сложные, самые болезненные вопросы, которые только существуют сегодня в гуманитарной сфере. Все здравомыслящие люди осознают, что дубиной запретов ничего не решить. Какая цензура в свободном мире, где нет информационных границ, а технологии развиваются значительно быстрее, чем регламентирующие нормы?

Надо понимать одну парадоксальную вещь: наши граждане готовы поностальгировать о цензуре в принципе, однако крайне негативно реагируют на любые попытки запретить фильм, спектакль, концерт. Ничего, кроме отторжения, такие меры не вызывают.

Поэтому я и решилась вынести на первое заседание Общественного совета целый корпус вопросов: обязанности и права государства при поддержке культуры, уместные формы протекционизма, взаимная ответственность деятелей культуры и общества, причины возникающих конфликтов и способы их цивилизованного разрешения. Как отличить художественную провокацию от хулиганства, оскорбленных — от склочников, защитников детей - от перестраховщиков? Что делать с «цензурой снизу», когда для большинства заклеймить интереснее, чем понять? Все это на конкретных примерах, разумеется.

Уверена, на заседании многие будут говорить и об информационной политике. Культура не может исполнять свою миссию, пока СМИ, в том числе федеральные, яростно, потеряв всякий стыд, работают на маргинализацию общества.

- Седьмой созыв Госдумы отличается от предыдущих тем, что депутаты взяли на себя ответственность не только за написание и рассмотрение законов, но и контроль за их исполнением. Что предпринимает в этом направлении руководимый вами комитет?

- Ключевая задача, на которую ориентирует парламентариев наш председатель Вячеслав Володин, — это контроль за исполнением нацпроектов. На нацпроект «Культура» планируется в течение трех лет выделить более 43 миллиардов рублей. Ремонт и реконструкция памятников, музеев, библиотек, кинотеатров, поддержка талантливой молодежи, цифровизация нашего достояния - очень важно, чтобы все это действительно обернулось культурным прорывом, а не профанацией.

Мы составили план, по которому станем мониторить реализацию нацпроекта. Рабочая группа под руководством моего первого заместителя Александра Шолохова будет собираться раз в месяц начиная с 6 февраля. Уже разосланы письма полномочным представителям президента по федеральным округам.

Напомню, что решения о включении в программу нацпроекта будут приниматься только в ноябре, но мы обязаны понимать, как движется этот процесс. Вполне вероятно, где-то от нас потребуется не только контроль, но и деятельная помощь. 9 апреля проведем «круглый стол» о ходе реализации нацпроекта с широким представительством регионов, да и сами намереваемся активно выезжать на места.

- Как вы оцениваете инициативу Минкультуры о назначении президентов в учреждениях культуры?

- Пока только понаслышке знаю о разработке подобного законопроекта. Догадываюсь, что речь идет об изменениях, аналогичных тем, что уже были внесены в ФЗ об образовании. С одной стороны, понимаю стремление максимально тактично обеспечить смену руководящих кадров в организациях культуры, где коллективы зачастую складываются по принципу патриархальной семьи. Однако по-человечески меня настораживает, когда мы начинаем направо и налево разбрасываться словом «президент». Оно такое — как бы помягче выразиться - ответственное. Президентов много быть не может.

Кроме того, время от времени будут возникать конфликты между номинальными «президентами» и реальными худруками либо директорами, так что понятие попадет еще и в негативный медийный контекст.

Ну и наконец, сегодня «президентство» в организациях культуры — редкость, исключительная форма признания действительно выдающихся заслуг, это нормально и логично. Но когда подобный статус окажется закреплен в законе, на него станут настойчиво претендовать все возрастные руководители, включая тех, кому давно стоило бы уйти на пенсию. И получим мы целую страну «президентов» - вузов, НИИ, театров, музеев. Не говорю уже о бюджетных затратах на дублирование должностей.

В общем, пока у меня в отношении данной инициативы больше вопросов, чем ответов.

- За полгода работы на посту председателя комитета вы уже добились отмены драконовских ограничений для международных кинофестивалей, внесли закон о декриминализации нацистской символики в произведениях искусства, постоянно возвращаетесь к вопросу отмены излишних возрастных маркировок. Что это, либерализация культурного законодательства?

- Для себя формулирую все перечисленные вами инициативы как исправление досадной кривизны. Кстати, изменения в 44-ФЗ — в эту же копилку. Нельзя заставить все кинофестивали, в том числе рет-

роспективы, обзаводиться жюри и конкурсной программой. Нельзя дальше сохранять в законодательстве разночтения, из-за которых любой фильм, где демонстрируется свастика, включая советскую киноклассику, может формально стать поводом для возбуждения дела. Абсурдно ограждать детей от Набокова и Довлатова при том контенте, который всегда доступен им в Интернете и по телевидению. Наконец, глупо вынуждать театр проводить каждую режиссерскую фантазию через контрактную систему закупок и планировать репертуар на три года вперед…

Возглавив комитет, я первым делом взялась за те вопросы, от которых лично у меня все внутри кипит. Рассматриваю эту работу с точки зрения здравого смысла и чувства справедливости, а не какой бы то ни было идеологии. Хотя подход у нас скорее государственнический, нежели либеральный. Иначе получается, что и уборка снега на улицах — либерализм, ибо способствует свободному передвижению граждан…

Первоочередная задача комитета, на мой взгляд, — убрать с пути отечественной культуры помехи и препоны. Только в режиме благоприятствования можно ожидать на этом поле результатов либо громко сетовать на их отсутствие.

А результаты в культуре и искусстве, как вы понимаете, — это не идеальная отчетность по закупкам, это произведения, от которых нам всем жить хочется, верить, творить, чуть добрее друг к другу относиться. Культура, она не про бухгалтерию, она про душу человеческую. И развитие души надо постоянно иметь в виду, когда защищаешь и совершенствуешь наше отраслевое законодательство.

- Какие еще законодательные инициативы запланированы вами на весеннюю сессию?

- Собственно, все вышеперечисленное будет обсуждаться — и, надеюсь, приниматься - в нижней палате парламента в нынешнюю весеннюю сессию. А сверхзадача комитета на ближайшие месяцы - активное участие в разработке нового закона о культуре. 19 марта мы вместе с советником Президента РФ по культуре Владимиром Толстым проводим по этой важнейшей теме парламентские слушания.

- Не проходит месяца без того, чтобы ваш комитет не организовал «круглый стол», расширенное заседание с привлечением деятелей культуры. Это осознанная политика?

- Да, это принципиальная позиция — связь с творческим сообществом на постоянной основе. Всегда говорила и снова повторю: соавторами законодательства в области культуры должны быть сами деятели и работники культурной сферы. Наша задача не высасывать проблемы из пальца, а реагировать на реальные запросы. Ближайший «круглый стол», посвященный развитию отечественного кинематографа - принципам господдержки и критериям эффективности, состоится 12 февраля.

- Вы — известный журналист, публицист. Успеваете сегодня заниматься творчеством? Стоит ли ожидать новых книг?

- Главное для меня сейчас законотворчество. Это трудная, чрезвычайно увлекательная сфера, вдобавок сопряженная с огромной ответственностью. «Олдскульная» журналистская практика приучила меня нести ответственность за свои слова. В Государственной Думе особенно важно не отступать от этого принципа. Каждое слово предлагаемого законопроекта должно быть осмысленным, продуманным, многократно проверенным. Так что на новые книги пока не замахиваюсь.

Но могу анонсировать событие иного рода — скоро состоится премьера песни, написанной на мой текст. Наверняка нас с композитором Александром Клевицким обвинят уже не в либеральности, а, напротив, в возрождении советской песенной традиции. Но, по-моему, это комплимент. Итак, песня «Просыпается страна» - 17 февраля, Колонный зал, гала-концерт фестиваля «Красная гвоздика». Всех приглашаем.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 6564