Все о пенсиях в России

вчераСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

вчераПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Эксперты НИУ ВШЭ предложили шаги по развитию ЕАЭС

Среди них — развитие исламских финансов и защита прав потребителей

10.04.2023 18:33

Автор: Ксения Суворова

Эксперты НИУ ВШЭ предложили шаги по развитию ЕАЭС
  © пресс-служба ВШЭ

Евразийский экономических союз (ЕАЭС) в текущем формате существует не так давно, но уже прочно закрепился на втором месте в мире по «глубине интеграции», обыгрывая в конкурентной борьбе большинство торгово-экономических блоков. Несмотря на это, существует необходимость совершенствования принципов функционирования объединения с целью полноценной реализации наднациональной компетенции. Механизмы и факторы, которые способны ускорить интеграцию, и другие актуальные вопросы обсудили в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит в НИУ ВШЭ. «Парламентская газета» — информационный партнер конференции.

Доклад «Механизмы принятия наднациональных решений в ЕАЭС: вклад в стратегическое планирование и антикризисное управление» был подготовлен в рамках XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Авторы разделов сравнили механизмы принятия наднациональных решений в рамках ЕАЭС и других интеграционных объединений, что позволило определить степень зрелости евразийских механизмов, проанализировать возможности и ограничения использования международного опыта и представить перечень предложений по дальнейшей интеграции.

По мнению экспертов, ЕАЭС демонстрирует слаженность, синхронность действий и в некоторых сферах играет на опережение. Страны-участницы объединения добились значительных интеграционных успехов в формировании единого рынка товаров и услуг, реализации цифровой и аграрной повестки. В контексте ужесточения санкционной политики особого внимания и решительных действий требует сфера финансового сотрудничества в ЕАЭС. В частности, необходимо развивать исламские финансы, активизировать взаимодействие с финансовыми рынками африканских стран, уделить внимание защите прав и интересов инвесторов и потребителей.

В «новых» областях интеграции — науке и образовании — пока нет механизмов принятия наднациональных решений, но они активно формируются. В этих областях все более распространенным становится «гибридный» подход к интеграции. Он позволяет странам добиваться конкретных совместных интеграционных результатов там и тогда, где и когда более амбициозные цели и проекты пока не могут быть реализованы.

Авторы доклада предлагают в год председательства России в ЕАЭС особенно сконцентрироваться на достижении общесоюзного технологического суверенитета: безопасности критически значимой инфраструктуры, динамичного развития отраслей экономик, улучшения качества жизни людей. Однако в первую очередь необходимо согласовать общий порядок действий в сфере научного сотрудничества, так как интеграция по данному направлению не была заложена в базовый договор о ЕАЭС.

Если говорить об опыте других интеграционных объединений, который был бы полезен для ЕАЭС, то здесь стоит обратить внимание на действия Европейского союза. В кризисный период объединению пришлось расширить полномочия наднациональных институтов, преодолевая сопротивление государств. В большинстве случаев данная практика оказалась оправданной и позволила сохранить устойчивость экономик и дальнейший потенциал развития. Эксперты также видят целесообразным создание в ЕАЭС постоянно действующего экспертно-консультационного механизма (аналогичного Комитету постоянных представителей) для разрешения межправительственных противоречий, подготовки закона о лоббизме и расширения открытости и прозрачности процесса принятия решений, вовлечения граждан и «третьего сектора» в обсуждение достижений, проблем и будущего Союза.

ЕАЭС может также использовать опыт Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по созданию так называемого кодекса поведения в регионе, который устанавливает ключевые принципы и механизмы разрешения конфликтов между странами-членами. Если рассматривать историю объединения государств Южной Америки МЕРКОСУР, то его преимуществом стало двойное лидерство Бразилии и Аргентины. Страны рассматривают возможность создания единой валюты для проведения международных торговых и других финансовых операций, ввели арбитражный механизм разрешения споров. Эксперты отмечают, что проблемы и задачи евразийской интеграции в наибольшей степени схожи именно с МЕРКОСУР. Поэтому опыт и инициативы иберо-американской интеграционной модели представляют большой интерес для ЕАЭС.

Читайте также:

• Соблюдение техрегламента ЕАЭС проконтролирует МЧС