Все о пенсиях в России

08.10.2024Глава справороссов предложил выплатить россиянам 13-ю пенсию в этом году

08.10.2024В Северной Осетии предложили дать право неонатологам на досрочную пенсию

07.10.2024Силуанов: Пенсии будут проиндексированы с января 2025-го на уровень инфляции

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути появится к концу 2024 года

23.12.2022 10:00

Автор: Дарья Губина

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути появится к концу 2024 года
  © «Страна Росатом»

Атомный ледокольный флот России продолжает расти. 22 ноября в «Атомфлоте» состоялось два торжественных события: спуск на воду ледокола «Якутия» и поднятие флага на «Урале». Оба судна — представители новой серии атомных ледоколов, благодаря которой навигация по Северному морскому пути станет круглогодичной.

Северный морской путь (СМП) — кратчайший водный маршрут, основа для дальнейшего развития богатых ресурсами арктических территорий и обеспечения постоянного грузопотока между европейской частью России и странами Азии. Под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью России, охватывающее внутренние морские и территориальные воды, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации — от мыса Желания и пролива Карские Ворота до мыса Дежнева. В зимние месяцы почти вся эта территория скована льдами, поэтому до появления мощных атомных ледоколов плавать по Северному морскому пути можно было лишь в теплое время года.

На западном участке круглогодичная навигация началась в 1978 году с выходом на маршрут атомных ледоколов типа «Арктика». К концу 2024 года, благодаря работе новейших судов «Атомфлота», круглогодичная навигация установится на всем Северном морском пути.

Команда «Атомфлота»

В составе «Атомфлота» сегодня семь действующих ледоколов трех классов: представители второго поколения «Ямал» и «50 лет Победы», однореакторные «Таймыр» и «Вайгач», а также новейшие «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

«Ямал» и «50 лет Победы»

«Ямал» вошел в эксплуатацию в 1992 году, «50 лет Победы» — в 2007-м. Оба оснащены двухреакторной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил, которая позволяет им поддерживать скорость два узла (3,7 км/ч) по ровному неподвижному морскому льду толщиной до 2,8 метра. На протяжении почти 10 лет они обеспечивают безопасную ледокольную проводку в акватории Северного морского пути. Эти атомные ледоколы отлично справляются с движением по морям, но некоторые порты Северного морского пути находятся в устьях арктических рек. Осадка в 11 метров не позволяет «Ямалу» и «50 лет Победы» заходить, к примеру, в устье Енисея, где находится порт Дудинка, важнейшее связующее звено на пути в Норильск, куда зимой можно добраться лишь двумя путями: через порт или на самолете.

Читайте также:

• В России разработали проект закона «О северном завозе»

«Таймыр» и «Вайгач»

В устьях арктических рек работают «Таймыр» и «Вайгач» с осадкой около 8 метров. Однореакторная установка дает им по 50 тысяч лошадиных сил. Ледоколы работают в устье Енисея и мелководных районах Арктики уже больше 30 лет: «Таймыр» введен в эксплуатацию в 1989 году, «Вайгач» — в 1990-м. Оба уже прошли через операцию продления ресурса реакторной установки. У всех атомных ледоколов ресурс установки — главный фактор, определяющий срок эксплуатации всего судна. Планируется, что «Таймыр» и «Вайгач» проработают до 2026—2028 годов. Главное, что их замена, новое поколение ледоколов, уже начала работу.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал»

Атомные ледоколы нового поколения (проект 22220) отличаются от предшественников по всем параметрам: они больше, мощнее и при этом требуют малочисленного экипажа. Так, для работы «Ямала» и «50 лет Победы» требуется по 87 и 89 человек соответственно, для работы «Таймыра» и «Вайгача» — по 73, а для новых ледоколов — всего по 54 человека в экипаже.

Но их определяющая особенность — двухосадочность, благодаря которой они могут работать как в море, так и в устьях рек. Балластная система набора и сброса воды позволяет менять осадку с 10,5 до 9,03 метра всего за 4 часа.

В «сердце» этих атомных ледоколов находится энергетическая установка из двух реакторов РИТМ-200, которая дает им 81,5 тысячи лошадиных сил. И скорость в два узла они способны поддерживать на льду толщиной уже до 3 метров. Головной ледокол этого проекта, «Арктика», вошел в состав «Атомфлота» в 2020 году. Первый серийный, «Сибирь», — в декабре 2021 года, второй серийный, «Урал», — 22 ноября 2022 года.

По планам недавно спущенная на воду «Якутия» присоединится к флоту через два года. Одновременно с «Якутией» в 2020 году заложили и последний, четвертый серийный ледокол проекта — «Чукотку». Ее планируется сдать в 2026 году.

Тем временем уже идет строительство «России» — первого представителя качественно новых атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер». Они будут значительно длиннее, шире и в два раза мощнее, что позволит поддерживать скорость от полутора до двух узлов на льду толщиной до 4,31 метра.

Объем грузоперевозок по СМП стремительно растет. По словам Алексея Чекункова, главы Минвостокразвития России, в этом году объем грузоперевозок по маршруту составит 34 млн тонн. По заключенным соглашениям в 2024 году объем составит более 80 млн тонн, а к 2030 году — 150 млн тонн в год. И только атомные ледоколы, обладающие достаточной мощностью и автономностью, могут обеспечить круглогодичную навигацию по этой перспективной морской «артерии» России.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2434