Теракт в «Крокус Сити Холле»

17:30Суд арестовал девятого фигуранта в деле о теракте в «Крокусе»

16:24Следствие попросило арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

Допинг хотят сделать уголовно наказуемым

До 15 лет лишения свободы включительно — такова цена «грязного спорта»

26.10.2016 14:58

Автор: Никита Вятчанин

Допинг хотят сделать уголовно наказуемым
Фото РИА "Новости"

Наказание за оборот субстанций, запрещённых в спорте, предполагает для тренеров, спортсменов и врачей тюремный срок — вот суть антидопинговых поправок, которые Госдума планирует рассмотреть до конца года.

Кому и за что предложено «присесть»

Допинг должен быть уголовно наказуем — такова позиция группы депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, которые разработали поправки в ряд законов РФ. Их обсуждение прошло в пресс-центре «Парламентской газеты». Причём предложение ужесточить ответственность за нарушение антидопинговых правил, которое впервые прозвучало с думской трибуны в прошлом году, сегодня, похоже, как никогда «ко двору». Дело в том, что в опубликованной декларации последнего саммита Международного олимпийского комитета (МОК) указывается, что преступления в сфере допинга должны наказываться более жёстко.

Наиболее спорный пункт поправок — введение уголовной ответственности. Для тренера или врача склонение к употреблению допинга грозит сроком до одного года тюрьмы, а за использование запрещённых препаратов в пользу спортсмена — от трёх до пяти лет. Если же кто-то совершил и то и другое, то ему придётся присесть на срок от 10 до 15 лет. При этом уточняется, что запрещёнными субстанции и методы признаются тогда, когда они попадают в соответствующий перечень, утверждённый Минспорта РФ. А за «незаконное приобретение, хранение, перемещение или сбыт субстанции или метода, запрещённых для использования в спорте», предлагается наказывать лишением свободы на срок до пяти лет, если это сговор группы лиц или действия в отношении несовершеннолетнего спортсмена — от пяти до восьми лет. На этом фоне штрафы до одного миллиона рублей кажутся сравнительно «лёгким» наказанием.

Отметим, что Минспорт РФ поддержал данную инициативу — в ведомстве апеллируют к тому, что в других странах уголовное наказание за допинг уже давно существует. Стоит вспомнить, что одним из приоритетов нового министра спорта Павла Колобкова (он занял этот пост вместо назначенного вице-премьером Виталия Мутко), является налаживание связей с МОК и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).

К слову, 25 октября независимые эксперты при ВАДА (они позиционируют себя так сами) провели семинар в Москве — международные чиновники представляют себе помощь нашему спорту в том, чтобы восстановить статус Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Напомним, что лишило наши лаборатории права работать само ВАДА.

Естественно, что работа двух спортивных резидентов привлекла внимание. И они не стали уходить в тень. Например, австралиец Петтер Николсон заявил журналистам, что «нет ни одной страны, где допинг не был бы проблемой» и что российских спортсменов мировому спорту очень не хватает.

Вместе с тем на семинаре заявления сделал и руководитель Независимой общественной антидопинговой комиссии (создана в РФ в августе этого года) Виталий Смирнов. Одно из резонансных — комиссия требует, чтобы её представитель присутствовал при вскрытии допинг-проб российских спортсменов с Сочи-2014. Как отметил Виталий Смирнов, к этому предложению в МОК относятся «благосклонно».

По антинаркотическим лекалам

Между тем инициатива сажать за допинг встретила оппонентов в парламенте. Причём оппонентов серьёзных — из числа олимпийских чемпионов. Одна из них, сенатор Татьяна Лебедева, с сожалением отметила торопливость, с которой пытаются прописать с законе уголовщину. «Только пару лет назад мы говорили, что в отношении допинга даже КоАП не стоит усиливать без тщательного анализа. А сейчас мы стараемся одни махом всё ужесточить и не боимся «нарубить дров»! — так отреагировала она на новую инициативу. — Нам просто необходимо разобраться — не торопимся ли мы вводить такие жёсткие меры, желая представить себя перед миром передовыми борцами с допингом? Считаю, что мы можем от этого больше потерять, чем выиграть».

Нам просто необходимо разобраться — не торопимся ли мы вводить такие жёсткие меры, желая представить себя перед миром передовыми борцами с допингом?

Особо тревожит в данном контексте паралимпйиский спорт. Здесь спортсмены употребляют жизненно необходимые для них лекарства, субстанции которых могут легко подпадать под международный антидопинговый запрет. Тем более что запрещённый список ВАДА меняется постоянно. Потому руководители Паралимпийского комитета России, например первый вице-президент ПКР Павел Рожков, также выступают против скоропалительного устрожения наказаний за допинг.

Между тем такие шаги обусловлены не только политической необходимостью или объективным желанием искоренить допинг в России. Эксперты отмечают, что это является следствием нагнетания темы допинга, которую сегодня откровенно «кошмарят». И мало кто отдаёт себе отчёт, что львиная доля граждан, которые не относятся к спорту высших достижений, с точки зрения ВАДА являются патологическими нарушителями антидопинговых правил — субстанции, которые находятся в запрещённом списке, лежат на полках наших аптек. Показателен в этой связи пример с мельдонием — отличный вне спортивной жизни препарат, который врачи рекомендуют людям после 40 лет для стимулирования работы сердца. «Нас сегодня много пугают допингом, и мы плохо представляем, что это на самом деле, — считает сенатор Эудард Исаков. — Меня, например, поразило, что авторы поправок, касающихся склонения к употреблению допинга, фактически скопировали текст закона о наказании за склонение к употреблению наркотиков! Хотя сравнивать допинг с наркотиком крайне некорректно. Безусловно, ужесточать антидопинговую политику надо, но законы принимать надо очень осторожно».

«Мягкая сила» антидопинга

Стоит упомянуть и ещё об одном неприятном сюжете: осведомительница ВАДА, бегунья Юлия Степанова, которая, попавшись на допинге и получив дисквалификацию в России, обвинила в этом тренеров и врачей. Она получила международный грант на то, чтобы тренироваться, а её муж — должность консультанта МОК. Таков итог их встречи с президентом Комитета Томасом Бахом. Напомним, что именно сведения, предоставленные Степановыми, легли в основу всех допинг-обвинений в адрес России. В такой ситуации, с одной стороны, раздражение на «информаторов» в России только возрастает, а с другой — МОК, кажется, сделало «предложение» всем, кто хочет пополнить их число в нашей стране.

ВАДА должно сразу сообщать национальной федерации, если допинг-проба спортсмена дала положительный результат. А не держать эти данные «за пазухой» несколько лет

На другом полюсе — заявление второй ракетки мира, теннисиста Энди Мюррея. Он считает, что информация о том, кому и почему можно применять запрещённые препараты по терапевтическим исключениям, должна стать открытой. Сенатор Эдуард Исаков также уверен, что России стоит настаивать на том, чтобы такие данные оказались если не в открытом доступе, то хотя бы у национальных федераций и представителей МОК. «Пусть это будет узкий круг, но об этом информация должна распространяться. Также убеждён, что ВАДА должно сразу сообщать национальной федерации, если допинг-проба спортсмена дала положительный результат. А не держать эти данные «за пазухой» несколько лет», — уверен парламентарий.

Между тем общероссийским спортивным федерациям предлагают наладить систему «мягкого» антидопинга у себя. Логика такова: спортсмены сидят месяцами на сборах, и в это время можно внедрять среди них образовательные программы (например, часовые лекции) не только по антидопингу, но и, например, по правильному спортивному питанию. Слушать это будут, конечно же, не все тренеры и спортсмены, но какая-то часть этим заинтересуется — уже результат. А чтобы он был высоким, надо вводить аналогичную систему по «нулевой нетерпимости» к допингу ещё на уровне детского массового спорта.

Также предлагается включить в спортивные договоры обязанность соблюдать антидопинговые правила, а одним из трендов подготовки спортсменов сделать не медикаментозное сопровождение. Эксперты, в частности, предлагают использовать генетическое тестирование, чтобы заранее определять особенности того или иного спортсмена, и на этом строить его сопровождение. Инструментами здесь могут, например, стать все виды терапий (магнитная, лазерная, ударно-волновая, барокамеры и т. д.). Только для этого нужно довести уровень региональных центров подготовки до уровня федеральных спортбаз.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5629

Ещё материалы: Эдуард Исаков