Авиакомпании могут обязать платить компенсации пассажирам за овербукинг

Выплаты перевозчика планируется дифференцировать в зависимости от цены билета и дальности полёта

Авиакомпании могут обязать платить компенсации пассажирам за овербукинг

ФотО: Интерпресс/ТАСС

Общероссийское объединение пассажиров направило в Минтранс письмо (есть в распоряжении «Парламентской газеты») с предложениями по урегулированию ситуаций с овербукингом авиабилетов. На что сможет рассчитывать пассажир, не улетевший вовремя из-за того, что перевозчик продал на рейс больше билетов, чем было мест в самолёте?

Чем дальше перелёт, тем больше компенсации

«Наша максимальная задача сделать так, чтобы при отказе пассажиру в воздушной перевозке такие случаи были разовыми и авиакомпании не имели возможности подобные истории использовать для увеличения своей прибыли. Поэтому компенсация пассажиру должна быть достойной и учитывать зарубежный опыт», — пояснил «Парламентской газете» автор письма, первый зампред Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Составители обращения предлагают внести поправки в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, дополнив перечень оснований одностороннего разрыва авиакомпанией договора перевозки подпунктом 8 «Отказ пассажиру перевозчиком при наличии проданных билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна».

Также статью 107 предлагают дополнить пунктом 6 следующего содержания: «При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи: пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с учётом компенсации в количестве 180 размеров МРОТ за несостоявшийся перелёт дальностью до 1500 километров, 300 размеров МРОТ за несостоявшийся перелёт дальностью от 1501 до 3500 километров, пятисот размеров МРОТ за несостоявшийся перелёт дальностью более 3500 километров».

При этом величину размера МРОТ считать установленную цифру законодательством для выплаты штрафов и компенсаций в размере 100 рублей. Таким образом, компенсация за несостоявшийся перелёт Москва — Санкт-Петербург, помимо стоимости билета, составит 18 тысяч рублей; Москва — Мадрид — 30 тысяч рублей, Москва — Владивосток — 50 тысяч рублей. Что примерно соответствует уровню европейских выплат за овербукинг.

Наша максимальная задача сделать так, чтобы при отказе пассажиру в воздушной перевозке такие случаи были разовыми и авиакомпании не имели возможности подобные истории использовать для увеличения своей прибыли.

По мнению Зотова, отказ в перевозке из-за овербукинга должен использоваться в исключительных случаях, например при вынужденной замене воздушного судна на самолёт меньшей вместимости.

«Каждый пассажир от сотрудника авиакомпании должен получать полную информацию о невозможности вылета и о выплате компенсации» — отметил эксперт, добавив, что пассажиры на данную меру должны соглашаться добровольно. Кроме того, авиаперевозчик не вправе отказать в совместном вылете по причине овербукинга следующим категориям пассажиров: семьям, туристическим группам и спортивным командам.

Минтранс готовится узаконить овербукинг

18 тысяч рублей cоставит компенсация за несостоявшийся перелёт Москва — Санкт-Петербург, согласно инициативе Общероссийского объединения пассажиров.
Как стало известно «Парламентской газете», в транспортном ведомстве начали работу над законопроектом, который узаконит овербукинг. Его легализацию в России лоббируют крупнейшие перевозчики, которые за счёт системы излишнего бронирования стремятся повысить собственную прибыль. Авиакомпании утверждают, что примерно 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают на рейс или отказываются лететь. Таким образом, лишняя пара-тройка билетов на самолёт сократит риск пустых кресел в салоне.

В 2015 году Минтранс уже выступал с подобной инициативой, однако тогда она так и осталась на стадии общественного обсуждения. И хотя внедрить овербукинг в авиационные правила перевозчикам не удалось, они используют его неофициально. При этом все попытки парламентариев законодательно запретить торговлю «сверхлимитными» авиабилетами не находят поддержки в транспортном ведомстве.

Так, в сентябре прошлого года «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект, в котором предлагалось возвращать пассажирам, попавшим в ситуацию со сверхбронированием, десятикратную стоимость билетов. Однако Правительство не поддержало законопроект.

«Мы разочарованы и, безусловно, не оставим эту проблему без решения, — рассказал «Парламентской газете» один из авторов документа, депутат Игорь Ананских. — Мы и дальше будем продолжать бороться, чтобы авиакомпании не продолжали обманывать пассажиров, продавая билетов больше, чем мест на борту».

Мы и дальше будем продолжать бороться, чтобы авиакомпании не продолжали обманывать пассажиров.

Минтранс готовит отрицательный отзыв и на законопроект по усилению ответственности для авиакомпаний за овербукинг. Документ, разработанный представителем ОНФ, депутатом Госдумы Александром Васильевым, предлагает штрафовать перевозчика от 50 до 100 тысяч рублей, если пассажиру не хватило места. За повторное правонарушение штраф увеличивается до 200 тысяч рублей. По мнению специалистов ведомства, при введении высоких штрафов за овербукинг авиакомпаниям проще будет задержать рейс и найти более вместительный самолёт, что, конечно, тоже не всех устраивает.

Фото: ПГ / Юрий Магас

Согласно статье 120 Воздушного кодекса, сейчас за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Как у них

Одним из главных аргументов сторонников легализации овербукинга в России является успешная практика применения данного механизма в деятельности американских и европейских авиаперевозчиков. Однако в зарубежных странах его применение имеет достаточно жёсткое нормативное регулирование.

Например, авиакомпании обязаны оповещать пассажиров о тех авиабилетах, на которые распространяется овербукинг. Такие билеты, как правило, стоят дешевле из-за риска пассажира не попасть в самолет.

Если пассажиру не удалось улететь, то авиакомпания пытается минимизировать его проблемы. Во-первых, постарается как можно скорее доставить клиента к месту назначения, пусть даже рейсом перевозчика-конкурента. Во-вторых, не поскупится на дополнительные компенсации пассажиру за нервотрёпку и потерю времени.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Геннадий Мельник

Ещё материалы: Игорь Ананских

Просмотров 2917

11.07.2018 00:00

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...