Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Владимир Ресин: на износ жилищный фонд надо проверять в ручном режиме

Тема: Снос хрущёвок

22.02.2017 17:35

В Москве завершается программа сноса домов первого периода индустриального домостроения (1959 — 1966 годы) общей площадью 6,3 миллиона квадратных метров. Из 1722 осталось снести 71 ветхую пятиэтажку, программу планируют завершить в 2018 году. Депутаты Мосгордумы предлагают продлить программу, включив в неё кирпичные и прочие дома так называемых несносимых серий — всего 25 миллионов квадратных метров ветхого жилого фонда, в которых живут 1,6 миллиона человек.

Во вторник мэр Москвы Сергей Собянин попросил президента Владимира Путина посодействовать в вопросе внесения изменений в законодательство, чтобы урегулировать проблему со сносом хрущёвок, которые не признаны аварийным жильём. Председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал обсуждавшийся у главы государства проект продуманным и беспрецедентным решением.

22 февраля Собянин поручил правительству столицы «в месячный срок подготовить предложения по стартовым площадкам для строительства новых домов, подготовить поправки в городской бюджет и в Адресную инвестиционную программу, для того чтобы реализовать первоочередные шаги по реализации данной задачи». Для разработки и реализации новой программы сноса пятиэтажек создадут координационный штаб.

Ситуацию «Парламентской газете» прокомментировал член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Ресин, который имеет непосредственное отношение к первой программе расселения московских пятиэтажек.


- Первую попытку сноса хрущёвок предпринял ещё Михаил Горбачёв в 80-е. Тогда у всех на слуху ещё был девиз: каждой советской семье отдельную квартиру. Развал Советского Союза старту программы, конечно, не поспособствовал.

Вернулись к теме сноса уже при Юрии Лужкове в начале 90-х годов. При переходе на рыночные рельсы Москве нужно было сохранить свой ресурсный, промышленный и кадровый потенциал, но средств в бюджете не было. Всего тогда насчитали 1722 дома, подлежащих сносу.

Надо было предложить чёткий, работающий механизм не только по привлечению средств под такое строительство, но и по выполнению городом перед москвичами обязательств по переселению. Им стало волновое переселение: на месте снесённой пятиэтажки строился высотный дом, куда переселяли жителей близлежащих хрущёвок. Так высвобождалась территория под новое строительство.

Главный вопрос сохранялся: откуда взять деньги? Решили строить дома по инвестконтрактам: часть квартир передавалась городу, оставшуюся получал инвестор. Долевое участие могло быть разным. Либо 50% на 50%, либо 60% на 40% либо, соответственно, 70% жилфонда передавалось городу, а 30% инвесторы могли реализовывать по рыночной цене. Такой механизм устраивал всех. Городские власти решали вопрос с переселением граждан, причём в границах того же района или округа. Инвесторы получали вырученные от продажи средства, что позволяло им продолжать строительство по принципу волнового переселения и ещё прибыль себе обеспечивать.

К 2010 году около 1350 пятиэтажек успели снести. Оставшиеся 370 с лишним ветхих домов городу пришлось сносить за бюджетные средства. Почему? Кризис подкосил инвесторов, им стало невыгодно участвовать в программе, поменялась в корне законодательная база. Те правовые механизмы, которые работали в нулевых, потеряли актуальность.

Программа сноса ветхого жилья выполнена на 95%, а это значит, что мы значительно обновили жилой фонд столицы.

Положим, эту программу город фактически выполнил. Но надо помнить, что износ жилого фонда процесс необратимый, и список пополняется теми домами, которые раньше были в удовлетворительном состоянии. Чем ближе к окончанию действия этой программы, тем больше москвичей, которые живут в пятиэтажках «несносимых» серий, волнует, что же будет с ними. 

Чтобы в рамках существующего правового поля запустить новую программу сноса ветхих домов, нужно выработать универсальный механизм, который удовлетворит и городские власти, и возможных застройщиков, и жителей. Решать это нужно совместными усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти.

Не сомневаюсь, что решение найдётся: мэр столицы Сергей Собянин вместе с командой правительства Москвы взяли уверенный курс на реализацию концепции города, комфортного для жизни. Общая задача властей всех уровней — сделать жизнь каждого москвича максимально комфортной. На съезде Совета муниципальных образований Москвы депутаты выступили с предложением продлить программу сноса. В течение всего прошлого года муниципалы на своём уровне контролировали проведение работ по капремонту. Что называется, вошли в тему. С этим вопросом, по итогам заседания, они обратились к мэру Москвы. Теперь решить эту конкретную задачу дал указание президент.

Хрущёвка как музей
Снос домов старых индустриальных серий — это необходимость, они уже превысили свой нормативный срок. В то же время в столице есть много вполне крепких зданий постройки 1930-х и первых послевоенных лет. Некоторые пятиэтажки хрущёвских времён, например, кирпичные, до сих пор не являются ветхим жильём. Таких домов в Москве около четырёх тысяч, но их нужно капитально ремонтировать. И всё же там, где износ здания свыше 70% — сносить.

Прежде чем приступать к реализации новой программы, следует провести глобальную инвентаризацию жилфонда на предмет износа, причём в ручном режиме. Своими ногами дойти, своими глазами увидеть и оценить состояние. Здесь надо, чтобы специальные уполномоченные органы или комиссии составили точный и полный реестр всех домов под снос. Более того, нужно провести опрос поквартирно, поговорить с каждым собственником. Это задача районных органов власти и муниципальных депутатов. Только тогда разработать комплексный подход новой программы с учётом всех альтернативных решений. За жильём надо следить, как следят за своим здоровьем. Но надо понимать, что износ здания неизбежен, есть стандарты сроков эксплуатации. Поэтому замена ветхого жилья — это процесс постоянный и коллективный.

Важный момент: в результате сноса освобождается пространство. На этом месте можно будет разместить комфортные дома современных серий с благоустроенной прилегающей территорией. А значит, улучшится качество жизни во всем квартале. 

Замену старому дому не всегда получится вписать в градостроительный план того же района. Ряд факторов сдерживает скорость выполнения программы замены ветхого фонда на новый. Во-первых, на пути реализации стоит отсутствие площадки для переселения в стеснённых городских условиях. Во-вторых, некоторые жители просто отказываются уезжать из этих домов. В-третьих, затраты на программу очень велики. Что же делать? Нужно доработать, усовершенствовать имеющуюся базовую модель, чтобы создать новую, отвечающую всем стандартам времени.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6617

Ещё материалы: Владимир Ресин