Законодатели требуют новых стандартов для сельских школ
Нужен ли сельской школе бассейн? Действительно ли необходимы спортивный и актовый залы, если в школе всего 25 учеников? Казалось бы, да — и в глухой деревне детям нужны условия для учёбы не хуже, чем в мегаполисах. Но у этого единого подхода есть минусы — о них говорили на комиссии Совета законодателей по образованию и науке, прошедшей в Петербурге 23 апреля.
«Суть в том, что малокомплектные школы выпадают из программы софинансирования капремонта и реконструкции, — объяснила спикер Томской областной думы Оксана Козловская. — Потому что методики распределения средств федерального бюджета привязаны к стоимости одного учебного места. В городе оно может составлять около миллиона рублей, а в сельской местности, где в школе 50, а то и 20-25 учеников, — это уже 2-4 миллиона рублей. Это если строить школу по всем правилам — с актовым залом, спортплощадкой, бассейном».
«Ну какой бассейн в сельской школе? — сказал депутат Госдумы Геннадий Онищенко. — Надо, чтобы были школы с упрощёнными условиями. Нормативы нужно срочно пересматривать».
Упомянули на заседании случаи, когда местные власти, пытаясь укрупнить школы, объединяли несколько учебных заведений в одно, и детям приходилось ездить в школу, расположенную в нескольких километрах от их деревни.
«У нас 39 процентов территории — малонаселённые, — отметил спикер Госсобрания Якутии Петр Гоголев. — И когда мы признаём школы, где мало учеников, неперспективными, надо бы вспомнить, что один из наших национальных приоритетов — воспитание личности».
Гоголев призвал не только сохранить такие «неперспективные» школы, но и обеспечить им доступ к цифровым технологиям.
«Значит, нужно определить понятие малокомплектной школы, разработать нормативы, порядок финансирования, — сказала Оксана Козловская. — За Уралом количество таких школ доминирует, хотя в них учится всего от 3 до 20 процентов детей».
«У нас очень большая страна, — согласилась заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая. — Поэтому, когда мы говорим об определении критериев, это должно согласовываться с особенностями регионов. Универсальные критерии, конечно, быть должны, но должна быть и региональная специфика».
Парламентарии намерены добиваться пересмотра отношения к малокомплектным школам, чтобы небольшое количество учеников и вызванная этим высокая себестоимость учебного места не превращали эти учебные заведения во второсортные с точки зрения финансирования, материального обеспечения и комплектации.