Все о пенсиях в России

два дня назадДепутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Закон о науке даст «зеленый свет» четвертой промышленной революции

Тема эффективной организации науки в последнее время заняла большое место в государственной повестке. Президент страны в мае и июне встречался с академиками РАН.

17.07.2017 00:00

Автор: Людмила Глазкова

Закон о науке даст «зеленый свет» четвертой промышленной революции
Зеркальный телескоп в Крымской астрофизической обсерватории РАН в поселке Научный / Фото РИА «НОВОСТИ»

Речь идет о новом структурировании всей системы администрирования научной сферы, превращении Академии наук в национальный штаб исследований, определяющий задачи научно-технологического развития страны. Вполне закономерно, что очень активно занялись наукой и депутаты Госдумы, где на подходе сразу несколько законопроектов.

ЗАКОНОПРОЕКТ БОЛЬШИХ ОЖИДАНИЙ

Каждый из них важен. Но, пожалуй, особенно большие ожидания вызывает новая редакция закона о науке — «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Новый базовый закон заменит действующий ФЗ-127 от 1996 года. Последний за прошедшие два десятилетия неоднократно изменялся и превратился в лоскутное одеяло. Да и концептуально он уже не отвечает решению задач, поставленных Стратегией научно-технологического развития РФ на период до 2030 года.

Интересно, что ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней — нет.

Новый законопроект вызревал в недрах Минобрнауки и Госдумы с 2014 года. Толчок его разработке дало заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы. В рабочую группу по подготовке концепции документа вошли парламентарии, представители Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфина, Общественной палаты, РАН, университетов и других заинтересованных структур.

Научное сообщество ждет, что закон выстроит процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований, обеспечит социальные и профессиональные права и гарантии ученым. Государство ставит цель минимизации директивного управления, создания конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, саморегулирования национальной научно-технологической системы.

Министр образования Ольга Васильева назвала ключевой задачей формирование открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти. Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев, взаимодействующий с Госдумой, охарактеризовал концепцию закона как «не прямое управление, а умное регулирование» (smart regulation — модный термин).

ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней - нет»

СИСТЕМНОСТЬ, ГИБКОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ

Что нового в законопроекте? Первое — системность. Под регулирование подпадают все виды деятельности в сфере науки и инноваций: научная, научно-техническая, инновационная, научно-просветительская, научно-экспертная. Второе — гибкость на основе новой системы принципов регулирования. Третье — упор на приоритеты научно-технологического развития, максимальную открытость и конкурентность финансирования на проектной основе. Четвертое — отказ государства от прав на созданные в рамках общественного заказа результаты. Они уходят в оборот и оцениваются в рамках социально-экономического развития.

«Это новый виток законодательства о науке, — отмечает сопредседатель экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству академик Валерий Черешнев.

Он очень хорошо знаком с документом, потому что возглавлял в прошлом созыве нижней палаты Комитет по науке и наукоемким технологиям. Впервые так много места уделяется инновационной деятельности. В ФЗ-127 она лишь обозначена, упоминается о ней в законодательстве о государственных научных центрах, о национальных научно-исследовательских институтах и центрах. Причем у Курчатовского института свой закон, у института Жуковского — свой и так далее.

Инновационные исследования остаются за академией, которая должна полностью отвечать за научный продукт, порожденный фундаментальной наукой. С ее открытий и начинается инновационный процесс.

В законе будет отражена модель взаимодействия РАН с другими структурами, расписаны ее функции — экспертная, прогнозная и другие. Конкретизируется роль ключевых субъектов научной деятельности (РАН, национальные исследовательские центры, государственные научные центры) в стратегическом планировании научной и научно-технической деятельности. Правда, здесь еще надо дорабатывать».

В числе новшеств — кардинальное изменение роли государственных научных центров. Чтобы сохранить статус, им придется ежегодно отчитываться перед органами власти о результатах работы по утвержденным программам развития. Новшеством является и упрощение процедуры получения ученых званий. Активных и результативных исследователей «разгрузят» от лишних формальностей, в частности от публичной защиты. Присуждать научную степень будут «по совокупности работ». Это, видимо, ответ на ряд скандалов, связанных с плагиатом в диссертациях и сомнительным авторством. Приведет ли оно к повышению уровня самой науки и значимости научного статуса, выяснится впоследствии.

На вопрос, почему законопроект так медленно движется, директор Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН ответил: «Это будет новый основной закон о науке. Он очень сложный и требует согласования со всеми министерствами, законом о реформировании науки и остальными правовыми актами».

Здание президиума РАН на Ленинском проспекте столицы / Фото РИА «НОВОСТИ»

НАДО ГОВОРИТЬ НЕ О «СВОБОДЕ», А О ПОЛНОМОЧИЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

«Потенциал российской науки — до сих пор высокий в целом ряде направлений — не находит должной реализации. Это чрезвычайно негативно отражается на социально-экономическом развитии страны и общества, статусе самой науки, престиже профессии исследователя, — считает другой сопредседатель Экспертного совета гендиректор Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», член президентского Совета по науке и образованию Андрей Дутов: — Бесспорно, новый закон надо принимать, — не сомневается он. — Но в нынешнем виде документ содержит в себе принципиальные противоречия, которые могут привести к серьезным издержкам в правоприменительной практике. Так, неоднократное декларирование обеспечения «свободы научного творчества», по моему мнению, противоречит природе и характеру деятельности современной науки. Она чрезвычайно ресурсоемкая и требует привлечения значительных объемов ограниченных общественных ресурсов.

Поэтому вместо акцента на «свободе» более уместно говорить о полномочиях компетентных профессионалов и их ответственности за выбор направлений поиска и полученные результаты.

20 лет действует нынешний закон «о науке и государственной научно-технической политике»
В законопроекте не акцентированы реальные механизмы участия науки в развитии экономики. Я думаю, что упор следует сделать на формировании системы управления созданием и реализацией научно-технического задела как ключевого элемента национальной инновационной системы.

И еще. В понятийном аппарате текста смешаны понятия прикладных и поисковых научных исследований. Желательно четче определить различные виды исследований и разработок и их позиционирование в жизненном цикле результатов интеллектуальной деятельности — от идеи до ее воплощения в продукте или услуге.

Еще одно пожелание — разграничить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Типизация научных организаций должна, по моему мнению, отражать их роль и место в жизненном цикле знаний, технологий и наукоемкой продукции, а не результаты ранжирования по тем или иным критериям результативности. Это и будет отвечать принципу усиления полномочий и ответственности, «включенности» науки в процессы управления развитием».

ПУТЬ К РАЗРАБОТКЕ «ОБРАЗОВ» ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОДУКТОВ XXI ВЕКА

«В ходе рассмотрения проекта в Госдуме все шероховатости будут устранены, — заверяет первый зампред Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. — Такой закон давно нужен, поскольку действующий («О науке и государственной научно-технической политике») за двадцать лет устарел.

У нас качественно изменились общественно-производственные отношения, конструирование и технологические процессы. Центр добавленной стоимости переместился из производства в проектирование и в промышленный дизайн. В развитых странах практически закончилась третья промышленная, так называемая цифровая революция и уже начинается четвертая, в основе которой — киберфизические системы».

Закон назрел еще и потому, что за прошедший период Госдума приняла целый ряд других документов, непосредственно затрагивающих принципы функционирования научных исследовательских организаций, деятельности ученых, инновационной деятельности, образования отдельных территорий с высоким научно-техническим потенциалом.

«Сегодня мы говорим о приоритете научной, научно-технической и инновационной деятельности на этапе перехода к высокотехнологическому развитию, — подчеркнул депутат. — Поэтому все целеполагающие нормативные положения здесь следует сосредоточить в одном документе».

Владимир Гутенев также обратил внимание на то, что новый законопроект призван четко определить приоритеты и механизмы, связанные с перспективной тематикой. «Тот задел, который создали для нас предыдущие поколения российских ученых и инженеров, исчерпан, — подчеркнул он. — Нужно уже сегодня создавать новый задел на будущее. Предстоит по каждому направлению разработать «облики» и «образы» перспективных продуктов, созданных не в результате реинжиниринга существующих решений, а принципиально новых, соответствующих прогнозам развития общества, техники и технологий.

Естественно, при этом необходимо предусмотреть различные источники и механизмы финансирования таких проектов. Причем объектами должны быть не только «заказные» работы, но и обязательно инициативные. Только так можно обеспечить реализацию прорывных проектов и заметное место на мировых рынках продуктов производства.

В новом законе сформулированы основные принципы и механизмы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность на период ускоренного технологического развития, — подытоживает Владимир Гутенев. — Уверен, что он станет действенным инструментом развития как непосредственно науки, так и всех отраслей народного хозяйства России».

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РАН — ВОПРОС НЕ ПРОЦЕДУРНЫЙ

Раз мы говорим о науке, то нельзя обойти вниманием и еще два законопроекта, которые в июне обсудил Комитет Госдумы по образованию и науке. Первый, правительственный, «Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций». Депутаты единогласно поддержали концепцию создания в разных регионах РФ центров, подобных Сколково.

Второй, депутатский, касается изменений в закон о РАН по части регулирования процедуры выборов президента Академии наук. Большинство проголосовало «за». 23 июня он принят в первом чтении. За день до этого, 22 июня, разговор о нем состоялся на встрече Президента РФ с академиками РАН. Ее участник, член Президиума РАН Валерий Черешнев рассказал: «У академического сообщества есть три поправки в закон о выборах. Первая — выборы президента РАН простым большинством голосов (50 процентов плюс 1). Вторая — утверждение президента академии главой государства. Третья — согласование с Правительством, которое выдвигает на выборы не более трех кандидатов от отделений. Это всеми оспаривается как грубое нарушение академических свобод. Что согласовывать — правильно, но почему три, а не четыре, не пять?

Выслушав нас, Владимир Путин сказал примерно следующее: хорошо, давайте еще подумаем, еще встретимся, внимательно все обговорим, чтобы никаких поспешных шагов не делать.

Наше мнение: в законодательстве надо прописать, за что ФАНО отвечает, за что академия. Научно-методическое руководство — за академией, ФАНО же обязано в соответствии с рекомендациями РАН четко финансировать, помогать оборудованием, помещением, имуществом».

Как отметил сам Владимир Путин, порядок выборов президента РАН — вопрос не процедурный, а сущностный. От него зависят приоритеты развития Академии и ее взаимодействие с органами власти.

Добавим: и в конечном итоге достижение Россией мирового лидерства, в которое, как подчеркнул глава государства, должна внести свой вклад наука.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 8296