Все о пенсиях в России

06.05.2024Военным пенсионерам из ДНР и ЛНР включат в стаж службу на Украине

05.05.2024Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

04.05.2024Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

Ярослав Нилов предложил оформлять ОСАГО не на автомобиль, а на водителя

Некоторые изменения в дорожном законодательстве вступят в силу с 1 сентября

24.08.2023 00:00

Автор: Евгения Филиппова

Ярослав Нилов предложил оформлять ОСАГО не на автомобиль, а на водителя
Ярослав Нилов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Автомобилисты смогут покупать полисы ОСАГО на любой срок и не платить штрафы за нарушения, которые зафиксировали камеры, не согласованные с МВД. Такие решения уже приняты, а на очереди — запрет любых частных камер, рассылающих штрафы в автоматическом режиме, и возможность выбрать, как оформить страховой полис — на автомобиль или на конкретного водителя. Об этих и других инициативах рассказал в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

- Ярослав Евгеньевич, в следующем году вступит в силу закон, который позволит покупать полис ОСАГО не на год, а на месяц или даже один день. Что это даст автомобилистам?

- Этот закон — наша победа. К сожалению, инициативы ЛДПР не так часто поддерживают. Но тут нас поддержали и премьер-министр Михаил Мишустин, и коллеги из Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам, который отвечал за законопроект. Это решение важно для многих водителей. Раньше договор ОСАГО, за некоторыми исключениями, можно было заключить минимум на год. Если человек переставал пользоваться автомобилем, например продавал его, он, конечно, мог разорвать страховой договор, но компенсацию он получал небольшую. Кроме того, он мог просто не пользоваться транспортом большую часть года —  ну кто ездит, например, на мотоцикле зимой? — а плата оставалась неизменной. В итоге некоторые водители решали вообще не покупать полис — им выгоднее было заплатить штраф 800 рублей за его отсутствие. Теперь будет возможность выбрать и долгосрочный, и краткосрочный полис. Такой запрос, кстати, есть и у таксистов, которые работают как самозанятые на разных автомобилях и им невыгодно каждый раз платить за страховку. Но это только первый шаг, мы считаем, что сама система ОСАГО нуждается в изменениях.

- Каких именно?

- Изначально подход, привязывающий ОСАГО к автомобилю, по моему мнению, был ошибочным. Ведь страхуется ответственность конкретного гражданина, стало быть, у него должно быть право оформить полис на себя и пользоваться любым транспортным средством определенной категории. Но одновременно должна оставаться возможность купить полис на конкретный автомобиль. Это может быть выгоднее, если, например, в семье одна машина и несколько водителей.

Мы вносили такое предложение, но пока Центральный банк и Российский союз автостраховщиков его не поддержали: сказали, что это будет сложно администрировать. Но мы считаем, что через какое-то время мы к этому все равно придем. Это снимет и еще один вопрос — что делать, когда нужно сесть за руль другого автомобиля. Например, я еду с кем-то и меня попросили некоторое время повезти машину. В полис на автомобиль я не вписан. Но у меня есть своя страховка — и я сяду и поеду. А если вдруг произойдет ДТП и я буду виноват, то моя страховая компания компенсирует другому участнику движения причиненный ущерб.

Рогов сообщил о гибели Пригожина

- С 1 сентября вступит в силу нашумевший закон о такси

- Этот закон обсуждали в Государственной Думе, наверное, лет десять и он был принят. Это серьезные правила, включающие создание реестра такси, аттестацию водителей на знание города, проведение медосмотров, страхование пассажиров, технические осмотры транспорта… Но, насколько я знаю, отрасль обеспокоена. Таксисты считают, что могут не успеть выполнить все требования к первому сентября. И это может привести к тому, что либо автомобили просто не выйдут на линию, либо работать будет некому, и стоимость услуг такси заметно вырастет.

- В ЛДПР также предложили запретить частные дорожные камеры — их должны будут устанавливать только государственные структуры. Получается, такие камеры должны приватизировать?

- Мы не говорим про приватизацию. Мы говорим о том, что информацию, которая позволяет автоматически привлекать собственника автомобиля к ответственности, можно получать только с помощью камер, принадлежащих государству. А информация с остальных камер может быть основанием только для проведения проверки. Ведь можно же зафиксировать нарушение на мобильный телефон и отправить его в Госавтоинспекцию. Но это не означает автоматический штраф.

А фото с частной дорожной камеры — означает. Частник, какой-нибудь здоровый детина, вместо того чтобы работать в реальном секторе, берет в аренду треногу, ставит ее на обочине, а сам сидит в лесу и охраняет ее. Камера фиксирует нарушения, порой несуществующие — достаточно поставить ее не под тем углом, чтобы добиться нужного эффекта, — и присылает водителям «письма счастья». А тем проще заплатить штраф со скидкой 250 рублей, чем доказывать, что они не виноваты. Выгодно это и самим частникам, которые получают деньги по договорам за обслуживание камер, и регионам, муниципалитетам, которым в бюджет поступают доходы от штрафов. Зачастую это не забота о безопасности движения, а коммерческий интерес.

Мы уже начали решать этот вопрос. Принят закон, который наделяет Правительство правом регулировать установку камер. В том числе решение смогут принять только официальные структуры и только по согласованию с МВД. Новые нормы вступят в силу с 1 сентября. Надеюсь, они позволят немного навести порядок. Будем следить, как они будут работать.

На западе Киева произошел взрыв

- Еще один камень преткновения — штрафы для водителей за превышение средней скорости. Чтобы ее вычислить, замеряют расстояние между двумя контрольными точками и время, за которое водитель проехал этот путь.  Правомерно ли это?

- Мы добились запрета привлекать водителей к ответственности за так называемое превышение средней скорости. Это же абсурд. Например, водитель ехал от точки А до точки Б на огромной скорости, но заехал на заправку. Получается, формально он скорость не превысил. А другой водитель, который ехал с совсем небольшим нарушением, получил штраф. Это провоцировало водителей и на небезопасную езду — они дожидались, пока пойдет большегрузный транспорт, пристраивались сзади и проезжали так, чтобы их номера не попали в объектив камеры. И это уже не говоря о том, что понятия средней скорости в ПДД вообще нет.

Наш законопроект, запрещающий штрафы за превышение средней скорости, был принят в первом чтении, но дальше не прошел. Зато уже позиция Верховного суда, судебная практика и ответы Госавтоинспекции, что сейчас водителей не привлекают к ответственности по таким основаниям.

Еще один законопроект мы отправили для получения заключения Правительства. Мы предлагаем освободить многодетные семьи от транспортного налога. Вообще мы в ЛДПР считаем, что транспортный налог надо отменить совсем и заменить его экологическим сбором. Это было бы справедливо — где ездишь, там и платишь. Но пока надо хотя бы освободить от него многодетных. В Москве такую льготу уже ввели. А мы считаем, что нужно предусмотреть ее на федеральном уровне. Все время работы в Думе наша фракция занимается тем, чтоб облегчить жизнь человека за рулем, будем заниматься этим и дальше.

Читайте также:

• В такси со своим креслом — дешевле