Выпускникам детских домов нужны наставники, считает депутат

20.12.2021 18:25

Автор: Анна Шушкина

Выпускникам детских домов нужны наставники, считает депутат
Яна Лантратова © пресс-служба Госдумы

Сегодня отсутствует механизм социализации выпускников сиротских учреждений, что создаёт сложности при их интеграции в социум после выхода из приютов. Об этом сказала «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду») по итогам заседания рабочей группы по выработке предложений, направленных на своевременное обеспечение качественными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Депутат намерена направить вице-спикеру Госдумы Анне Кузнецовой («Единая Россия») и в Комитет по просвещению предложения по социальной адаптации детей-сирот и предоставлению им наставника.

«В настоящие время государство прикладывает достаточное количество усилий для материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако мало что делается для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот», — отметила Лантратова.

Отсутствует механизм социализации таких граждан, что создаёт сложности при их интеграции в социум после выхода из приютов, добавила политик. «Чаще всего такие выпускники не приспособлены к современным условиям жизни и не обладают навыками коммуникации в обществе, что создаёт сложности в их будущей жизни», — сказала депутат.

Она предлагает дополнить закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ статьёй 9.1. «Дополнительные гарантии прав на социальную адаптацию».

Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нужно дать право на получение наставника, содействующего его социальной адаптации, считает депутат, а также составлять для них индивидуальную программу социальной адаптации, выполнение которой будет курировать наставник.

Им может быть социальный работник или волонтёр, чью деятельность контролирует орган социальной защиты населения, полагает депутат.

В США и Европе, по её словам, активно и широко применяются программы с привлечением наставников. В Соединённом Королевстве, например, выпускники организаций интернатного типа получают возможность пройти оценку своих способностей, на основании которой разрабатывается личный «путевой» план.

Также они могут обратиться к консультанту, который окажет поддержку и проконсультирует по любой жизненной ситуации. В ряде случаев сиротам предоставляется возможность остаться в интернате или приёмной семье и после достижения совершеннолетия, обычно до 21 года.

«Введение в наше правовое поле механизма социальной адаптации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, позволит повысить степень интеграции такого гражданина в общество и обеспечит средствами правовой, социальной и психологической поддержки, которую будет оказывать наставник — социальный работник», — сказала Лантратова.

При этом наставник может работать на условиях волонтёрства, основываясь на положениях закона о добровольцах.