Водитель грузовика сможет переквалифицироваться в вагоновожатого

В Минпросвещения рассказали о новых программах переподготовки обладателей прав

10.12.2022 12:00

Автор: Инесса Фотева

Водитель грузовика сможет переквалифицироваться в вагоновожатого
  © Владимир Песня/РИА Новости

Время на переобучение обладателей автомобильных прав в основном посвятят практическим занятиям. Это коснется только тех, кто уже имеет опыт вождения и хочет получить еще одну водительскую категорию. А перечень действующих примерных программ переподготовки дополнится новыми. Приказ Минпросвещения с такими нормами от 26 сентября 2022 года № 861 вступит в силу 1 марта 2023 года. Об этом ведомство напомнило на своем сайте.

Теории по минимуму

Документ вносит изменения в приказ от 8 ноября 2021 года № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Как следует из разъяснения министерства, предлагаемые новшества направлены на усовершенствование подготовки автомобилистов и дают более широкие возможности тем, кому недостаточно одной водительской категории.

Примерные образовательные программы содержат рекомендуемый учебный план, список предметов базового и специального циклов. В них указывается последовательность изучения дисциплин и отведенное на них время, в том числе на практические занятия. Например, желающим покататься на мотоцикле придется погрузиться в законодательство в сфере дорожного движения и психофизиологические основы деятельности водителя. И только потом разбираться в устройстве и техническом обслуживании «железного коня».

Больше опыта за те же деньги

В отредактированных рекомендациях количество учебных часов изменится для опытных водителей с категориями «А», «В», «C» и «D», а также подкатегориями «A1» и «В1». Теории в базовом цикле и отведенному на них времени будет меньше. А вот практики в условиях реального дорожного движения — больше.

Обладатели прав с категориями «B», «C», «D», позволяющими управлять легковушкой, грузовиком и автобусом соответственно, смогут получить корочку с категорией «Tm» и переквалифицироваться в водителя трамвая. Причем примерная программа профессиональной подготовки вагоновожатых актуализирована, сообщает Минпросвещения.

С категории «B» можно будет переучиться на категорию «A» и пересесть на мотоцикл. Или на легкий мотоцикл с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, если сдать экзамен на подкатегорию «A1».

Владельцы корочки с подкатегорией «В1», дающей право перемещаться на мототранспорте с тремя и четырьмя колесами — трициклах и квадрициклах, получат возможность переучиться на категорию «B».

«Думаю, абсолютно правильный шаг со стороны Министерства просвещения. Это нужно сделать, и как можно скорее. Объясню почему. Речь идет о переподготовке, а не о первоначальном обучении водителя управлению транспортным средством, — отметил в комментарии «Парламентской газете» директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев. — Это значит, что человек обладает базовыми знаниями и теперь получает дополнительные категории».

Если автомобилист уже прошел начальный курс подготовки и умеет управлять машиной, главное для него — практика, подчеркнул автоэксперт.

Читайте также:

• Санкции за пьяное вождение хотят еще больше ужесточить • Кто и когда может бесплатно парковаться в Москве, Петербурге и в Крыму

Уверенность плюс безопасность

Он обратил внимание еще на один аспект — стоимость профессиональной переориентации. Во многом именно она влияет на решение, сдавать экзамен на дополнительную категорию или отложить до лучших времен.

«Перераспределение учебных часов позволит добавить лишние часы вождения за тот же период, что и у новичков, но при этом не приведет к удорожанию образования», — объяснил Сергей Канаев.

Опасаться, что на дороге окажутся недоучки, не стоит, добавил собеседник «Парламентской газеты». По его мнению, как раз изменение существующих правил скажется и на дорожной ситуации, причем в лучшую сторону.

«Повторюсь, это давно назрело. Без достаточной практики трудно освоиться в реальной дорожной обстановке, что чревато авариями. Даже те, кто не ходит на теорию, покупает права или сдает экзамены экстерном, в большинстве случаев не игнорируют вождение с инструктором. Таких около 99 процентов», — подытожил Сергей Канаев.

Пока же у автошкол есть время подготовиться: разработать и утвердить соответствующие образовательной программе подготовки или переподготовки водителей, согласовать их с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, решить кадровый вопрос.