Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Уличных музыкантов хотят отрегулировать

Законодатели Петербурга разработают проект об организации культурных мероприятий вне предназначенных для этого мест

21.09.2018 14:00

Автор: Александр Горелик

Уличных музыкантов хотят отрегулировать
Фото: Александр Рощин/ТАСС

В Санкт-Петербурге взялись за артистов, для которых сцена — весь город. Полгода назад их выставили из метро, теперь власти намерены упорядочить выступления на улицах, в скверах, на площадях.

Фестиваль или концерт?

Комитет по культуре совместно с Заксобранием разрабатывает законопроект об организации культурно-массовых мероприятий вне предназначенных для этого мест. То есть не на стадионах, не в театрах и не в концертных залах. Рабочая группа должна написать текст документа до конца года. Правда, будет ли он касаться уличных музыкантов, у чиновников и депутатов мнения разные.

«Не будет, — полагает председатель комитета Заксобрания по законодательству Денис Четырбок. — Речь идёт о праздниках, фестивалях, ярмарках. Мы ими давно занимаемся, уже запретили там торговать, потому что под эти мероприятия маскировались обычные базары с продукцией сомнительного качества. Но, углубившись в тему, мы обнаружили, что фестивали бывают разными и с точки зрения права они плохо описаны. А такого понятия, как «флешмоб», нет вообще. Но один человек с флейтой — это что, фестиваль, концерт? Смешно же. Уличные музыканты, мне кажется, под этот закон подпадать не будут, хотя ими мы тоже займёмся, но чуть позже».

Петербургские депутаты требуют строже наказывать за шашлыки на памятниках

«Мы хотим сделать универсальный закон, который будет регулировать и крупные, и камерные мероприятия и уличных музыкантов тоже, — у зампреда комитета по культуре Фёдора Болтина другая точка зрения. — Сейчас эта сфера регулируются регламентом, который издал Смольный в 1999 году. Он морально устарел. Поэтому наш комитет прорабатывает возможность введения услуги для организаторов мероприятий через МФЦ. И здесь мы столкнулись с недостаточным правовым регулированием, поэтому и понадобился новый закон».

Разрешения, а не запрет

Уличные музыканты — гордость и радость Петербурга. Они появились в конце 80-х годов и сразу понравились горожанам и туристам. Летом они играют по всему центру города. Некоторые для удовольствия, но большинство зарабатывают деньги. Есть и знаменитости, как, например, трубач Михаил Тюменцев — все его зовут дядей Мишей. Ему 78 лет, но он почти ежедневно выступает на Невском проспекте или где-то поблизости.

Однако музыкантам рады не все. На Смольный каждый год обрушивается град жалоб от жильцов, которым мешает громкая музыка.

«Жалоб много, — подтвердили в Комитете по культуре. — Мы, кстати, тоже страдаем: с мая окна не открыть — сплошная дискотека. Поверьте, этих музыкантов ненавидят все, кто живёт или работает на Невском проспекте. А как мучается Театр комедии!»

Почти напротив здания комитета, у Гостиного двора, в этом году «поселилась» рок-группа с мощными динамиками. Похоже, именно она и переполнила чашу терпения чиновников. По их замыслу, каждый музыкант перед тем, как выйти с инструментом на улицу, должен получить в МФЦ разрешение.

«Речь не о запрете, речь об уведомлении, — заверил Фёдор Болтин. — Ведь на выбранном месте уже может быть запланировано какое-то мероприятие, ремонт, благоустройство. Мы запрашиваем организации и выясняем, нет ли пересечений. Если есть — мы стараемся развести или совместить мероприятия».

Сейчас уведомления подаются в комитет, но чиновники хотят передать эти функции МФЦ. Форма документа — простейшая: время мероприятия, оборудование и примерная программа. Некоторые уличные артисты этим уже пользуются. Например, школа танцев Владимира Батия, которая в выходные устраивает опен-эйр у Ростральных колонн. Или группа «Висконти», играющая на углу Невского и Большой Конюшенной.

Виталий Милонов предложил замостить Марсово поле

«Их никто не гоняет! — привёл аргумент Болтин. — И мы их заметили, привлекаем к городским мероприятиям. «Висконти» вошли в культурную программу ЧМ-2018, играли после матчей на Крестовском. Не надо бояться уведомлений, это не запрет!»

Оформила разрешение и группировка «Ленинград», устроившая 2 сентября бесплатный концерт на Невском проспекте. Но большинство музыкантов связываться с бумагами не хотят. И кивают на Европу, где разрешения мало где требуются. А вот по громкости там правила строгие и штрафы большие.

«Не надо изобретать велосипед, правила уже придуманы, можно их взять», — вздохнул гитарист Иван, играющий на площади Искусств. Музыкант исполняет гитарные обработки средневековых мелодий. Пользуется усилителем-«комбиком». Негромко, но придраться можно. «Если любые усилители запретят — уеду из Питера», — пригрозил он.

«С ограничениями по громкости я согласен, — сказал Эдуард Ерофеенко, играющий на скрипке у канала Грибоедова. — Но уровень звука должен зависеть от места. А для акустической гитары или скрипки какие вообще могут быть ограничения?»

«Тем, кто занимается акустикой, беспокоиться не о чем», — заверил Фёдор Болтин.

Денежный вопрос

В крымских дворцах выступит «европейский музыкальный десант»
Идей, каким будет закон для уличных музыкантов, несколько. По одной— город определит места, где можно выступать. Но этот вариант не нравится артистам: точек всегда будет меньше, чем желающих. Второй путь — обозначить места, где выступать нельзя, и тогда все остальные локации будут доступны. Затем нужно определить для каждого типа площадок разрешённое время и требования по звуку. Но самый больной вопрос — деньги. Ведь музыканты не просто радуют прохожих искусством, они зарабатывают, хотя и называют это благодарностью. И тут могут возникнуть претензии у налоговиков.

«Мы не затрагиваем вопросы предпринимательской деятельности, — отрезал Фёдор Болтин. — Мы занимаемся только культурой».

«Этот вопрос решать надо, — считает Денис Четырбок. — Я полагаю, нужны патенты — на день, неделю, месяц. За небольшие деньги. Тогда не будет вопросов у налоговых органов, а бюджет получит средства от выручки артистов».

А вот с чем согласны и чиновники, и депутаты — что уличные музыканты это хорошо. «Это аура, атмосфера, особый дух Петербурга, — уверен Четырбок. — Они должны быть, только их нужно упорядочить».

«Мы за разнообразие культурной жизни во всех её проявлениях, — вторит ему Болтин. — Запрета не будет. Вопрос только в желании самих музыкантов действовать в рамках права и не мешать спокойствию граждан».

Опыт Москвы

Москва — пожалуй, единственный город в России, где уличные артисты работают по правилам. В столице действуют три программы.

Вопрос только в желании самих музыкантов действовать в рамках права и не мешать спокойствию граждан.

«Музыка в метро» — места для выступлений в подземке получают только победители ежегодного конкурса-кастинга. «Музыка в парках» — отбор музыкантов проводит дирекция каждого парка. Важен репертуар: например, в Парке Победы звучат лишь патриотические и военные песни. «Уличный артист» — на сайте мэра Москвы можно выбрать одну из разрешённых точек для выступлений и забронировать её на два часа.

А как у них?

В 2013 году жители Дрездена написали сотни жалоб на шум от музыкантов — и тогда для уличных артистов ввели разрешения стоимостью пять евро. Но уже в 2015 году их отменили — город потерял часть очарования. Оставили только список запретных мест и ограничения по громкости.

Примерно так же — в большинстве немецких городов. Но во многих выступление не должно длиться более получаса. Причём во Франкфурте его нужно прерывать 15-минутным антрактом. В Кёльне штрафуют за использование усилителя на 35 евро. В Штутгарте запрещены трубы, волынки, барабаны.

Зато в Мюнхене есть не только разрешения, но и кастинг: музыкантов отбирает городская комиссия. На самое популярное место — Мариенплац — выдаётся 10 разрешений в день: пять действуют до обеда, пять после. Каждый патент стоит 10 евро.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 15609