Пленарное заседание Государственной Думы

вчераГосдума рассмотрит 19 марта проект о расширении дачной амнистии на хозпостройки

Учителя просят избавить их от лишней нагрузки

Совет Федерации организовал всероссийский опрос педагогов о способах дебюрократизации российского образования

21.05.2019 12:49

Автор: Марина Третьякова

Учителя просят избавить их от лишней нагрузки
Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

Дежурства в школе, принудительное участие в платных олимпиадах и профессиональных конкурсах стали головной болью российских учителей. А есть ещё и вал бумажной работы: заполнение статистических отчётов, журналов по технике безопасности и анкет родителей. Это далеко не полный список обязанностей, которые называют «лишними» сами педагоги в ходе всероссийского опроса, организованного Советом Федерации, рассказала «Парламентской газете» член Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. Что же мешает учителям качественно выполнять свою работу и как они предлагают это исправить?

Вопрос для учителя

С января Министерство просвещения разрабатывает законопроект, который направлен на снижение бюрократической нагрузки на учителей. «Очень важно, чтобы работа над этой инициативой велась с учётом мнения самих педагогических работников», — отметила в комментарии «Парламентской газете» Ирина Рукавишникова. Для этого Совет Федерации и организовал всероссийский опрос среди учителей о способах дебюрократизации российского образования.

Опрос продлится до 31 мая, сейчас в нём приняло участие уже более 3800 учителей почти из всех регионов. Сенатор предоставила «Парламентской газете» промежуточные итоги акции, которые могут дать богатую пищу для размышлений законодателей.

Ирина Рукавишникова. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Что мешает педагогам нормально работать

Важнейший вопрос: составление каких конкретных документов и отчётов учителя считают лишней нагрузкой? Вот самые популярные ответы:

  • видео- и фотоотчёты по внеклассным и воспитательным мероприятиям;
  • заполнение бумажного классного журнала и других документов, которые дублируются электронными;
  • заполнение журналов по технике безопасности;
  • составление анкет родителей и детей;
  • составление статистических отчётов.

Большинство учителей призвало запретить сторонним организациям требовать от школ информацию и статистику. Также они были бы рады снижению числа мониторингов и проверок, которые проводят местные чиновники. Многие выступают за отказ от бумажной отчётности в пользу электронной, рассказала Ирина Рукавишникова.

Между тем электронные дневники и журналы считают эффективными только 50 процентов опрошенных. Ещё 38 процентов не считают этот инструмент оправданным, а 11 процентов затруднились ответить. Чтобы этот формат стал действительно полезным, все школы нужно оснастить современными компьютерами и широкополосным Интернетом, отметили участники опроса. Важно и обучение учительского состава, особенно старшего поколения, работе с электронными системами.

У учителей может стать меньше бумажных отчётов

Ещё один интересный вопрос: какие мероприятия и обязанности учителя не влияют на качество образования и потому подлежат исключению? Педагоги назвали такими дежурства по школе учителей-предметников, принудительное участие в платных олимпиадах и профессиональных конкурсах. Также учителя призывают освободить их от обязанности собирать деньги на питание и организовывать медосмотры учеников. Кроме того, лишней нагрузкой они считают обязанности по организации ОГЭ и ЕГЭ.

Этот вал только увеличивается

Учителя нагружены бумажной работой сверх всякой меры, подтверждает ответы педагогов заслуженный учитель России, директор московской школы №109 Евгений Ямбург.

«Регулярно проводятся всяческие акции, которые требуют отчётов, постоянно нужны отчёты о реализации каких-то региональных программ и прочее, и прочее. И, по-моему, этот вал только увеличивается. Чтобы отправиться с детьми в поход (а как же без этого), нужно оформить огромное количество бумаг! И они все вроде бы как объяснимы требованиями безопасности детей, но по здравому смыслу лучше вообще никого никуда не водить, чем иметь такую головную боль», — сказал он «Парламентской газете».

Решение проблемы будет непростым, отметил Евгений Ямбург. Ведь чтобы освободить учителей от какой-то работы, её нужно поручить кому-то другому. Но школы не могут раздувать штаты и закреплять за учителями, например, секретарей, пояснил Ямбург: «Бюджеты школ и так трещат во многих регионах, особенно в тех, которые получают дотации».

Нужна всеобщая стандартизация

15 из более 46 часов, которые российские учителя проводят на работе, занимает заполнение планов и отчётов, а также подготовка к урокам.
Проект закона Минпросвещения передаёт ведомству полномочия по утверждению единого перечня документов, которые должны составлять и вести школьные учителя. Сейчас такие перечни составляют муниципальные органы.

«Именно федеральные органы управления образованием должны утверждать единые требования, и следующий наш шаг — определение конкретных документов, за рамки которых уже ни школьная администрация, ни какие-либо внешние органы не смогут выходить в отношении нагрузки на учителя», — отмечала ранее министр просвещения Ольга Васильева.

Законопроект также очерчивает круг обязанностей учителя. Среди них разработка учебной программы по предмету и технологических карт уроков, а также учёт успеваемости (заполнение классного журнала и дневника). «Всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации», — подчёркивали в ведомстве.

В Совете Федерации поддерживают идею министерства снизить бюрократическую нагрузку на учителей. В то же время сами формы отчётности, за рамки которых школа не может выйти, лучше прописать в подзаконном акте или приказе, а не в самом законе, считает Ирина Рукавишникова. «Но то, что это должно быть сконцентрировано, стандартизировано и одинаково для всех, — это абсолютно точно», — убеждена сенатор.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 6563