Сухой остаток
Научные результаты мирового уровня и остаточный принцип финансирования — понятия несовместимые
Закон о реформе Российской академии наук принят. Парламентарии говорят, что закон хороший. Ученых освободили от бремени менеджеров и обязали заниматься чистой наукой. В академической среде мнение противоположное. Здесь не считают, что лишение ученых возможности управлять институтами — благо. Так же, как и вводимая оценка деятельности организаций РАН по новым, не прописанным в законе критериям. То есть в соответствии с любым порядком, какой сочтет нужным предложить впоследствии Правительство РФ. Такая процедура, опасаются ученые, приведет к закрытию целых институтов и лишит возможности заниматься наукой целые коллективы. Тем более что нигде в законе не упомянуты институты как основные элементы производства научных знаний. Поможет ли это развитию фундаментальной и прикладной науки в России?.. Известные ученые-экономисты Николай ПЕТРАКОВ и Валерий ЦВЕТКОВ поделились своими соображениями о том, как лечить финансовую анемию российской науки, о чем умалчивает принятый законопроект.
В чем смысл затеянных преобразований? В том, чтобы повысить эффективность фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня. Кто против? Никто. Но какая для этого выбрана методологическая основа? Обнаружив, что на Западе велик удельный вес университетов и так называемой «внутрифирменной науки» в общем объеме научных исследований, авторы законопроекта (хотелось бы все же знать их имена!) решили и у нас воссоединить университетскую и фундаментальную академическую науку, с одной стороны, а с другой — передать значительную часть «прикладной» академической науки частным фирмам по упрощенной приватизационной схеме. Наивный подход. Он вытекает из непонимания того очевидного факта, что организационная форма, как и национальная одежда, всегда несет на себе отпечаток исторического процесса. Чиновники в очередной раз попали в ловушку гипертрофии значения организационной компоненты. Если сформулированы конкретные задачи развития науки и соответствующие стимулы их решения, то традиционные формы без труда заполняются новым содержанием, отвечающим вызовам времени. И наоборот, перестройки по иностранным трафаретам без весомых доказательств преимуществ новых оргформ рождают лишь иллюзию бурной реформаторской деятельности.
Практика российской «дикой приватизации» показала, что нет никаких гарантий, что по прошествии определенного времени переданное в Агентство имущество научных организаций будет использоваться по прямому первоначальному назначению, а не станет объектом «перепрофилирования». И вместо притока частного капитала в сферу науки мы получим, наоборот, массовый вывод федерального имущества из этой сферы по бросовым ценам, что окончательно подорвет материально-техническую базу научных организаций. А на коленке только указы подписывают, а наука не получается.
Финансироваться наука будет, как и прежде, за счет средств федерального бюджета в рамках утвержденной Правительством РФ программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (читай, по остаточному принципу). Другие источники в законопроекте не обозначены.
Попытка в экстремально короткие сроки перестроить систему организации, финансирования и имущественных отношений в сфере научных исследований чревата катастрофическими последствиями. Российская академия наук будет безвозвратно разрушена, ее имущество распродано, и обещанного подъема российской фундаментальной науки не произойдет. При таком раскладе уповать на развитие кадрового потенциала, преодоление разрыва поколений в российской науке, омоложение возраста исследователей и создание перспективных карьерных треков для молодых людей, планирующих связать свою жизнь с наукой, не приходится. Как и на получение научных результатов мирового уровня.
Ведь на повестке дня остается не решенным вопрос финансирования научных исследований. Именно он является основным! Нам необходимо создать эффективную базу для научных исследований, новые стимулы и источники финансирования научных организаций.
Ситуация угрожающая. Число проектных организаций с 1990 года упало в 7,8 раза, конструкторских бюро — в 3,6, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях — в 1,8 раза. В ходе реформ Россия практически безвозвратно потеряла внутрифирменную (отраслевую) науку. Доля внутрифирменной науки в общем объеме затрат на исследования и разработки снизилась с 62 (что вполне сопоставимо с западными стандартами) до 6 процентов. Та же печальная судьба постигла и прикладную.
Мы против бездумного подражательства, но можно поучиться у Запада тому, как выстроена мощная система стимулирования финансирования науки и высокотехнологичного, наукоемкого сектора экономики. Частный капитал там идет в науку отнюдь не самотеком, а умело подталкиваемый государственными преференциями, налоговыми льготами, схемами ускоренной амортизации. Внутрифирменные научные организации в Японии выполняют 71 процент научных исследований, в странах Европейского союза — две трети, в США — три четверти. А у нас?
Почему российский частный капитал не финансирует инновационную активность и науку? Ответ прост: нет для этого условий.
Во-первых, частный собственник проявляет интерес к научным разработкам, различным ноу-хау только в условиях жесткой конкуренции. Приватизация в российской промышленности особенно преуспела в сырьевом секторе, где преобладают естественные монополии (добыча нефти и нефтепереработка, чермет и цветмет, леспром и т.п.). У этих отраслей нет конкурентов на внутреннем рынке, а на мировом рынке их котировки обеспечиваются не высокими технологиями, а прежде всего низкой стоимостью рабочей силы, дешевизной сырья, электроэнергии и транспортных услуг, а после дефолта и девальвации 1998 года крайне льготным для экспортеров курсом национальной валюты.
Во-вторых, новые собственники ориентированы на текущую конъюнктуру рынка и получение сиюминутной прибыли. У большинства частных фирм нет программ стратегического развития на основе продвижения на рынок высокотехнологичного продукта. Чему причиной и экономическая политика государства.
В-третьих, частный бизнес держит курс не на развитие собственной прикладной науки, а на закупку современных западных технологий и оборудования, что замечательно совпадает и с интересами западных инвесторов.
Сочетание этих трех факторов обусловливает отток инвестиционных ресурсов из отраслевой (прикладной) науки вот уже два десятилетия с лишним. И пока изменения ситуации не проглядывается.
Что же делать? Как все-таки привлекать частные деньги в финансирование науки?
Прежде всего, как показывает мировой опыт, огромную роль в качестве инструмента финансирования науки и прогресса играет гибкая налоговая политика. В ней важнейшее место занимают налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства. Прежде всего это:
скидки с налога на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство;
скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;
обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий);
отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;
создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом и пр.
В развитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. Налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний, используются в целях стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или общего инвестиционного оживления. Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости высокотехнологичного оборудования в первый год его работы.
За рубежом принято стимулировать НИОКР правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований. К косвенным экономическим мерам госрегулирования инноваций относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. В 1987 году, например, администрация Рейгана ввела в США 100-процентный налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок.
Вернемся к нашим реалиям. И в России можно многое сделать с помощью налоговых рычагов. Необходимо расширять перечень расходов на научно-исследовательские работы, предоставлять налоговые кредиты и премии на внедрение новой техники, освобождать от налогообложения расходы предприятий на образование кадров, инвестиции в создание фондов финансирования научно-технических разработок. Тем более это согласуется с поставленной руководством страны частным корпорациям задачей направлять 3-5 процентов валового дохода в исследования и разработки.
С 2006 года и законодателями, и Правительством РФ предпринято немало шагов по улучшению дел в этом направлении. Но, к сожалению, приходится признать крайнюю неэффективность используемых льготных налоговых инструментов (инвестиционный налоговый кредит, амортизационная премия, специальные налоговые льготы для малого инновационного бизнеса и пр.). Указанные расходы непрозрачны, их поступления не контролируются, не изучается эффективность внедрения той или иной преференции. По оценке Минфина, число действующих налоговых льгот приближается к 200, что затрудняет процесс администрирования. Полных сведений об их результативности ни у кого нет. И самое главное, они никак не решают вопрос о финансировании российской науки со стороны частного сектора.
В Институте проблем рынка РАН проведен анализ российского налогового законодательства по части стимулирования инновационной и научно-исследовательской деятельности. Он доказывает необходимость внесения ряда изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, в частности, в статьи 56, 67, 284 (конкретные предложения поступят на рассмотрение в профильные комитеты Госдумы) — об установлении и использовании льгот по налогам и сборам, о порядке и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита, налоговых ставках.
Хотелось бы еще затронуть некоторые проблемы, которые косвенно очень значительно влияют на финансирование научной и инновационной деятельности.
Первое. Сегодня российские власти ищут дополнительные источники пополнения бюджета. Чтобы избежать увеличения налоговой нагрузки в поле зрения чиновников начинают попадать альтернативные аспекты налоговой политики, например, улучшение администрирования… в сторону радикального сокращения налоговых льгот. Это приведет к тому, что российская налоговая система утратит и те мизерные регулирующие функции (в виде налоговых льгот малому бизнесу, инновационным предприятиям и т.п.) и окончательно фискализируется.
Второе. Было бы целесообразно в целях стимулирования инновационной деятельности восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль с одновременным увеличением ставки налога на прибыль до 26 процентов (22 — в региональные бюджеты, 4 — в федеральный), что позволило бы увеличить объем инвестиций на 9-10 процентов. Одновременно предлагается понизить (не менее чем на 5 процентов) действующие, в том числе основную и льготную, ставки НДС.
Третье. Чтобы амортизация стала основным источником расширенного воспроизводства, следует установить более тесную связь между амортизационной и налоговой политикой.
Четвертое. Сферу применения инвестиционного налогового кредита в целях повышения его эффективности желательно расширить.
Пятое. Система управления налоговым процессом в России фрагментарна. На одном поле действуют Минфин, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Росфинмониторинг, социальные внебюджетные фонды, местные органы власти и др. Это порождает сложности и для налогоплательщиков, и для государства. Почему бы не рассмотреть вопрос (уже обсуждаемый в научном мире) о создании единого ведомства — Министерства государственных доходов, которое отвечало бы за сбор любых налогов, сборов и пошлин в стране, в том числе осуществляло бы контроль над механизмом предоставления, поступления и эффективности налоговых льгот?
Конечно, реализация этих мер не снимет кардинально проблему полноценного финансирования российской науки, но внесет определенный вклад в ее решение. С чего-то начинать надо. При финансировании по остаточному принципу смешно надеяться на получение научных результатов мирового уровня.