Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Суды в новых регионах будут работать по российским законам

Чтобы получить должность судьи, придется пройти конкурсный отбор

Суды в новых регионах будут работать по российским законам
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В Луганской и Донецкой народных республиках, в Херсонской и Запорожской областях предлагают создать федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды. Выбирать федеральных судей планируют на конкурсной основе, но преимущества будут у тех, кто занимал соответствующие должности в момент принятия новых регионов в состав России. При этом кандидаты должны иметь российское гражданство. Если же кандидат раньше не работал судьей, он должен сдать квалификационный экзамен. Пакет из восьми законопроектов, содержащих такие нормы, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании 14 марта.

Жалобы не останутся без внимания

Восемь законопроектов внесены главой Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым, его первым заместителем Ириной Панькиной и председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом.

По словам Ирины Панькиной, в документах речь идет об обеспечении жителей новых регионов России конституционным правом доступа к правосудию. Согласно четырем законопроектам, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях создадут верховные, областные, арбитражные, городские, районные и межрайонные суды.

Решение о дне начала их деятельности примет пленум Верховного суда Российской Федерации после назначения на должности не менее половины судей в каждом из них. До этого момента рассматривать дела будут ранее действовавшие суды при условии, что судьи имеют российское гражданство.

После начала работы новых судебных инстанций нерассмотренные дела и жалобы перейдут в их ведение. При этом авторы инициативы считают, что для рассмотрения переданных дел состав суда нужно формировать из судей, которые рассматривали эти дела раньше. «Если хотя бы один из судей не может участвовать в продолжении производства, то формируется новый состав суда и рассмотрение начнется с самого начала», — говорится в тексте одного из законопроектов.

Читайте также:

• Получателям бесплатной юридической помощи упростят участие в судебных процессах

Кто может стать судьей

Еще четыре проекта закрепляют правила формирования первоначальных составов арбитражных и федеральных судов общей юрисдикции. Отбирать кандидатов будет Высшая квалификационная коллегия судей. Она объявит конкурс об открытии вакантных должностей председателей судов, их заместителей, судей.

Сообщение о конкурсе, а также о времени, месте приема и рассмотрении заявлений разместят в СМИ. Комиссия проверит достоверность предоставленных документов и сведений и затем составит список рекомендованных кандидатов. Эти рекомендации поступят председателю Верховного суда, который в случае согласия со списком внесет Президенту РФ представление о назначении кандидатов судьями.   

«Преимущественное право на замещение должностей будут иметь те судьи, которые замещали соответствующие должности в новых регионах на момент присоединения к России, — сказал Павел Крашенинников, слова которого привела его пресс-служба. — Однако кандидату на эту должность необходимо иметь российское гражданство и, конечно, соответствовать должностным требованиям».   

Павел Крашенинников © Юрий Инякин/ПГ

На место могут претендовать не только люди с опытом работы судьей, но и те, кто раньше не работал на этой должности. Но таким соискателям придется сдать квалификационный экзамен. От экзамена освободят только кандидатов и докторов юридических наук или носителей звания «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Особенности и нюансы

Также в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о применении российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства на новых территориях. Он прошел первое чтение в декабре 2022 года.

«В законопроекте отражается недопустимость поворота к худшему при определении наказания обвиняемого», — ранее подчеркнул Павел Крашенинников. Наказание не ужесточат, если российский закон предусматривает более суровое наказание, чем было установлено по законам Украины или ДНР и ЛНР. И наоборот: если прежние законы предусматривали более жесткое наказание, а российское законодательство мягче, то преступника осудят по российскому Уголовному кодексу.  

Еще один важный момент — доказательства, полученные в ходе расследования уголовных дел до присоединения новых регионов, будут обладать юридической силой и российские судьи смогут использовать их при вынесении приговора.

Не будут признавать преступным деяние, совершенное на территории новых регионов до 30 сентября 2022 года, если оно направлено на защиту интересов России или этих субъектов Федерации.

В ДНР и ЛНР уголовное законодательство уже на 70 процентов гармонизировано с российским. А вот с Херсонской и Запорожской областями ситуация сложнее. Эти регионы в составе России совсем еще «молодые», и при отсутствии альтернатив там до сих пор действует УК Украины. Однако, по словам сенатора, члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольги Ковитиди, это не так плохо, как может показаться.

«Когда разрабатывался Уголовный кодекс Украины, то за основу брали УК РСФСР 1961 года, на котором в значительной степени базируется и современное российское законодательство, — пояснила сенатор в интервью «Парламентской газете». — Поэтому принципиальных расхождений там нет. Есть ряд особенностей, которые касаются, например, некоторых экономических преступлений».

Ольга Ковитиди © Юрий Инякин/ПГ

По мнению Ольги Ковитиди, процесс полноценной интеграции Херсонской области и Запорожья в уголовную систему России быстрым не будет, так как любая реформа Уголовного кодекса сопряжена с внесением изменений в другие отрасли права, формированием правоохранительных органов и судов. «Я бы определила этот срок примерно в пять лет, — заключила сенатор. — Вполне вероятно, что какое-то время на территории новых регионов будут действовать некие переходные положения, как это было, например, с  Крымом».