«Справедливая Россия» предложила ввести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении

«Справедливая Россия» предложила ввести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении

Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

В Госдуму внесли пакет законопроектов, предлагающий ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления — незаконное обогащение. Документы есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Авторами инициатив выступили депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. «Законопроекты направлены на создание дополнительных механизмов, направленных на устранение возможности реализации коррупции для отдельных категорий лиц, замещающих важные с точки зрения интересов государства должности», — говорится в пояснении к документам.

В УК РФ предлагается ввести новый состав преступления — «Незаконное обогащение», то есть значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Предполагается также дифференциация и наличие специальных составов в зависимости от должности и объёма незаконного обогащения.

Так, по общей части статьи наказывать предлагается штрафом до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок 1-3 года, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом, составляющим не менее половины суммы незаконного обогащения.

Если преступление совершил чиновник федерального, регионального или местного уровня, штраф составит до 10-кратной суммы незаконного обогащения, а лишать свободы предлагается на срок до трёх лет. Преступление, совершенное в особо крупном размере, предлагается наказывать лишением свободы на 5-7 лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

При этом законными доходами предлагается считать доходы, сведения о которых в соответствии с законодательством представляются должностным лицом работодателю. В то же время значительным признаётся превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов на сумму более 5 миллионов рублей. Незаконным обогащением в крупном размере признаётся превышение стоимости активов чиновника над размером законных доходов больше, чем на 10 миллионов рублей, а в особо крупном размере — более 20 миллионов рублей.

Документом также вводятся отдельные нормы законодательства о борьбе с коррупцией.

В частности, чиновников предлагается обязать предоставлять сведения о доходах и расходах совершеннолетних детей; устанавливаются конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения — недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции, деньги, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

За генеральным прокурором России и подчинёнными ему прокурорами закрепляется право инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц. Бывших чиновников предложено обязать сообщать экс-работодателю о доходах и расходах в течение трёх лет после увольнения.

Также вводится запрет для чиновников на фактическое пользование (в отсутствие договора или иного правового основания) земельными участками, другой недвижимостью, транспортными средствами, прочим имуществом, стоимость которого превышает 500 МРОТ, принадлежащим другим физическим или юридическим лицам. Кроме того, предложено ввести более мягкий вид ответственности для должностных лиц, совершивших нарушения предложенных норм, не содержащих в себе уголовно наказуемого деяния. Для этого в КоАП вводится статья «Превышение стоимости активов должностного лица над размером его доходов», по ней наказание представляет дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет.

Сопутствующие изменения предлагается внести также в закон о противодействии коррупции и закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции.

Кабмин эти инициативы не поддерживает. В отзыве правительства говорится, что проект не учитывает, что Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» уже установлены правовые и организационные основы контроля за соответствием расходов чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей.

Кроме того, указывают в кабмине, незаконное обогащение не может быть основанием уголовной ответственности, поскольку является результатом преступных действий (бездействия), ответственность за которые уже предусмотрена статьями Особенной части УК.

Просмотров 5109

19.07.2019 14:50