Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

СМИ поторопились отнести электросамокаты к транспортным средствам

Чтобы новомодные средства передвижения обрели положенный по ПДД статус, нужно поменять сами ПДД

30.03.2022 21:07

Автор: Дмитрий Литвинов

СМИ поторопились отнести электросамокаты к транспортным средствам
  © Тимур Ханов/ПГ

Верховный суд России отказался идти навстречу исковым требованиям изменить Правила дорожного движения в части признания электросамокатов транспортными средствами, сообщил сайт суда 30 марта. Тем не менее ряд СМИ восприняли решение суда ровно наоборот, решив, что Фемида, таким образом, предложила кабмину решить давно наболевшую проблему: электросамокат — это транспорт, со всеми вытекающими по закону требованиями. По мнению экспертов «Парламентской газеты», решение Верховного суда по частному иску однозначно не относит средства индивидуальной мобильности к транспортным средствам, хотя сделать это давно пора.

Опасность есть, решения нет

Суть дела: с административным иском в Верховный суд обратился Давит Чепечян, ставший участником ДТП с  электросамокатом, вызвавшим серьезные последствия, сообщает сайт Российского агентства правовой и судебной информации 30 марта. Чепечян просил оспорить пункт ПДД, в котором дается определение механическому транспортному средству, под которое пока не подпадают средства индивидуальной мобильности. То есть тот же электросамокат. Суд отказал в удовлетворении иска, и вот, почему.

Как объяснил зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов, российская правовая система не является прецедентной, то есть решение по частному делу, пусть даже принятое Верховным судом, не является указанием принимать аналогичные решения по другим таким делам. К тому же электросамокат и прочие средства индивидуальной мобильности не фигурируют в ПДД.

«Водители электросамокатов правилами в отдельную категорию участников дорожного движения пока не выделены, и Верховный суд сделать этого не может, — прокомментировал «Парламентской газете» Холодов. — Вопрос был скорее в отнесении электросамокатов к источникам повышенной опасности, чтобы причиненный ими вред мог квалифицироваться по соответствующей статье Гражданского кодекса».

Пора что-то делать

Тем не менее о том, что новую самоходную технику пора отнести хоть к какой-то категории, «Парламентской газете» сказали сразу несколько экспертов. В Общественной палате, напомнил Александр Холодов, не раз поднимался этот вопрос, но он упирался в невозможность вносить точечные изменения в ПДД из-за действующих норм. Изменить правила сейчас можно только, если выполнить переутверждение полностью всего документа.

Ранее депутат Госдумы Светлана Бессараб рассказала «Парламентской газете», что направила в Правительство запрос об изменении ПДД в точечном порядке, чтобы навести порядок с электросамокатами. Однако она предположила, что прокатный сезон-2022 пройдет по старым правилам, а точнее — без правил.

Автоюрист Дмитрий Славнов считает, что по своим характеристикам электросамокаты могут быть приравнены к мототранспортным средствам категории «L», технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений, установленных Правилами для мопеда или мотоцикла, являющихся мототранспортными средствами категории «L», не имеющих функции автоматического отключения на скорости более 25 км/ч. Управлять которыми позволено с 16 лет. «Отсутствие правового статуса электросамокатов и тех, кто ими управляет, нужно определить как можно скорее», — отметил эксперт.

Электросамокаты выпускают на дороги

Член Ассоциации юристов России (АЮР) Наталия Скрябина отметила что самокаты могут быть источниками повышенной опасности. «Возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретной модели требованиям к колесным транспортным средствам», — уточнила она.

Человек на самокате сегодня, по сути, пешеход, хотя транспорт на электротяге способен развивать скорость явно больше человеческой, до 25 км/ч. Наезд на бесколесного прохожего в этом случае чреват самыми тяжелыми последствиями, при этом разбирательство будет вестись как некое столкновение двух пеших людей, добавил Александр Холодов. И только если электросамокат попадет в ПДД и будет отнесен к источникам повышенной опасности, человек, им управлявший и причинивший вред здоровью другого, сможет быть привлечен к ответственности по уголовной статье, прокомментировала член АЮР Асия Мухамедшина.

Самокатов будет больше

Сервис проката электросамокатов доступен во многих регионах. Две крупнейшие компании, предоставляющие в аренду такую технику, открыли представительства более чем в 40 городах России. В общей сложности в их парке в 2021 году насчитывалось порядка 70 тысяч единиц самокатов на электротяге, писал «Коммерсантъ».

За время пандемии электросамокаты наряду с велосипедами стали главными средствами передвижения для курьеров и волонтеров, поэтому за год парк проката в Москве увеличился впятеро: с пяти тысяч до 25 тысяч единиц, сообщили «Парламентской газете» в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Учитывая большой спрос, мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году решил поддержать операторов аренды самокатов, выделив им субсидии на дальнейшее развитие — 75 миллионов рублей. Ожидается, что количество единиц новомодной техники вырастет до 40 тысяч.

Читайте также:

• МВД: статус электросамокатов определят к весне-лету 2022 года • В Италии ужесточили правила использования электросамокатов

По данным МВД, в первом полугодии 2021 произошло 180 ДТП с электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности, в результате которых погибли пять человек и почти 190 пострадали. На самом деле происшествий было гораздо больше, но они не попали в статистику, поскольку самокат не является транспортным средством и происшествия с ним не признаются ДТП, только если второй участник не управлял настоящим транспортом.

В Москве и других городах создают «медленные зоны», чтобы минимизировать происшествия с электросамокатами. В некоторых городах запрещают движение на них по тротуарам или ограничивают вес или скорость агрегата. Общих правил пользования новой техникой пока не выработано.