Сколько стоит лекция в дистанте

Парламентарии предлагают Правительству признать высшее образование отраслью, пострадавшей от пандемии коронавируса

Сколько стоит лекция в дистанте

ФОТО: MOS.RU

Сегодня, когда отечественное образование перешло на дистанционное обучение, трудозатраты и концентрация преподавателей вузов резко увеличились, и не все могут организовать его на высоком уровне. Поэтому вопрос о снижении стоимости дистанта — актуальный, считает первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Решить проблему, по его мнению, можно, если Правительство признает высшее образование отраслью, пострадавшей от пандемии коронавируса… Как новый формат обучения отразился на бюджетах университетов и успеваемости студентов и что необходимо сделать, чтобы из дистанционного формата все вышли с наименьшими финансовыми потерями, «Парламентская газета» выяснила у законодателей, экспертов и руководителей вузов.

Платёжеспособность россиян обвалилась…

Проблема с размером оплаты при онлайн-обучении возникла спустя месяц после перевода вузов на дистант, когда министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил: Минобрнауки совместно с Российским союзом ректоров и Ассоциацией «Глобальные университеты» прорабатывает пакет мер, направленных на поддержку студентов. Многие СМИ решили, что речь идёт об изменении стоимости обучения «платников» в связи с переходом на дистанционный формат. Минобрнауки даже пришлось уточнить, что «вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг было очевидным образом снижено».

Из-за пандемии коронавируса во многих российских семьях сложилась напряжённая ситуация, констатирует директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ирина Абанкина: студенты лишились подработок, а родители многих потеряли основную работу. Таким образом, платёжеспособность семейных бюджетов резко обвалилась, а брать кредит по понятным причинам никто не рискует.

Сегодня вузы находятся между Сциллой и Харибдой, констатировала Абанкина. С одной стороны, они ожидают уменьшения бюджетных поступлений и снижения количества абитуриентов платных отделений. С другой - перевод на дистанционное образование потребовал дополнительное финансирование от образовательных организаций, причём университеты несут не меньшие, а большие издержки.

В свою очередь в сложившихся условиях РЭУ им Г.В. Плеханова предлагает студентам дополнительные меры поддержки — отсрочку оплаты обучения и программы содействия их трудоустройству, сообщил «Парламентской газете» первый проректор вуза Петр Карасёв.

Университет, отметил он, как и большинство вузов, сейчас обеспечивает реализацию образовательных программ в полном объёме, сохранив учебное расписание и не сократив объём контактной работы преподавателя со студентом. «Разница лишь в том, что она происходит при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудиториях», — уточнил первый проректор.

Что касается пересчёта стоимости обучения, в ректорате вуза обращают внимание, что в соответствии со статьёй 13 Федерального закона «Об образовании в РФ» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

«Если вуз продолжает реализацию образовательных программ в полном объёме, создав при этом все необходимые условия для их освоения без изменений учебного плана, правовых оснований для изменения стоимости обучения или её пересчёту для потребителей услуг нет»,  — сказал Карасёв.

… А затраты вузов выросли

По стоимости обучения все вузы можно условно разделить на три категории. В первой категории отсутствуют дорогостоящие образовательные программы (приблизительная ежегодная стоимость обучения — от 70 до 140 тысяч рублей. — Прим. ред.). Во второй, к которой относятся инженерные, медицинские специальности, затраты на каждого обучающегося соответственно выше (от 140 до 250 тысяч рублей). Наконец, в третью группу попадают уникальные направления, где высокая степень взаимодействия педагога и студента, например творческие вузы, готовящие режиссёров и актёров. Здесь «цена вопроса» ещё выше, следовательно, студенты оказываются в ещё более уязвимой ситуации.

Сегодня стоимость реализации образовательных программ в вузах увеличилась на 20-30 процентов за счёт закупки лицензий и ПО, настройки всех IT-процессов, увеличения пропускной способности интернет-каналов в общежитиях и других расходов.

Что предлагают законодатели

В ситуации, когда отечественное образование перешло на дистанционное обучение, трудозатраты и концентрация преподавателей вузов резко увеличились, отметил первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Так, для подготовки одного часа лекции в дистанте требуется 25 часов подготовительной работы. Взять и снизить оплату за обучение — значит срезать зарплату преподавательского состава.

Однако вопрос о размере оплаты дистанционной учёбы сейчас актуальный, признаёт депутат. Не все вузы могут организовать его на высоком уровне, и по некоторым дисциплинам перевод в онлайн приводит к снижению качества подготовки.

Решить проблему, по мнению парламентария, защитив и студентов, и преподавателей, можно, если Правительство признает высшее образование отраслью, пострадавшей от пандемии коронавируса. Тогда за счёт резервных фондов можно было бы снизить плату за дистанционное образование для студентов без потерь для вуза.

Как стало известно «Парламентской газете», в Совете Федерации вопрос стоимости обучения в вузах при переходе на онлайн также держат на контроле. Сенаторы предлагают оформить правовой статус дистанционного образования, чтобы его использовали не только в чрезвычайных ситуациях. С таким предложением спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила на пленарном заседании палаты 10 апреля. При этом в палате регионов обращают внимание, что при экстренном переводе всей системы высшего образования в онлайн у студентов зачастую нет возможности получать знания в  прежнем объёме.

В таких условиях, считает глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, необходимо там, где это возможно, принимать решение о поддержке студентов: снизить им плату за обучение или хотя бы перенести уже внесённые средства на следующий год. В ближайшее время Минобрнауки совместно с Российским союзом ректоров и Ассоциацией «Глобальные университеты» обещают дать ответы на эти актуальные для студентов и преподавателей вопросы. Совет Федерации, отметила сенатор, готов принять участие в обсуждении мер поддержки студентов вузов во время дистанционного обучения.

Депутаты Госдумы, как сообщил Смолин, уже отправили на имя премьер-министра Михаила Мишустина письмо с просьбой при оказании помощи отрасли обратить внимание кабмина не только на государственные, но и на коммерческие вузы, где студенты получают образование за счёт собственных средств.

Просмотров 4505

27.04.2020 10:27