Штрафы для зацеперов хотят увеличить в 40 раз

За противоправный проезд снаружи поездов ежегодно привлекают около тысячи человек

17.08.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Штрафы для зацеперов хотят увеличить в 40 раз
  © АГН Москва

Смертельно опасное развлечение — трейнсёрфинг, он же трейнхопинг, он же зацепинг — особенно привлекает подростков, желающих сделать эффектное фото или видео во время движения состава. Однако штраф за это последние 20 лет не изменялся — всего 100 рублей, что, естественно, не останавливает любителей острых ощущений. Поэтому в Госдуме предложили внести изменения в КоАП, повысив ответственность за нарушения правил поведения на железной дороге до четырёх тысяч рублей. Инициативу поддержало и Правительство.

За это можно сесть

По данным МВД, транспортная полиция ежегодно пресекает порядка тысячи правонарушений, связанных с проездом снаружи поезда.

Но ни копеечная ответственность, ни воздействие административных комиссий, на которые вызывают родителей несовершеннолетних, ни профилактическая работа пока не влияют на статистику. Только за семь месяцев 2020 года одиннадцать несовершеннолетних зацеперов получили травмы при проезде снаружи поездов, четверо из них погибли, сообщил «Парламентской газете» автор «антизацеперских» поправок в КоАП, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

«Существенное увеличение размера штрафа за зацепинг — с сегодняшних ста до как минимум двух тысяч рублей — заставит зацеперов и блогеров задуматься, прежде чем, подвергая риску жизнь пассажиров и свою собственную, забираться на электричку ради эффектного кадра и лайков в сетях», — считает депутат.

Сегодня, по его словам, экспертным сообществом обсуждается также и вопрос об усилении уголовной ответственности для тех, кто вовлекает детей в этот смертельный экстрим. Уже сейчас в Интернете активно выявляется и блокируется опасный контент.

Успешно работает ряд принятых ранее мер по повышению безопасности на дорогах и в общественном транспорте, добавил Анатолий Выборный. В том числе рейды, профилактика правонарушений, оборудование станций системами видеонаблюдений, запуск в эксплуатацию вагонов нового типа — с защитой от зацеперов и вандалов, контроль со стороны сотрудников подразделений транспортной безопасности.

Правительство России уже подготовило положительный отзыв на проект поправок в КоАП, повышающий штрафы для зацеперов.

Так, изменения могут внести в первую частью статьи 11.17 — за нарушения правил поведения на железнодорожном транспорте, «выражающихся в посадке или высадке на ходу поезда либо проезде на подножках, крышах вагонов или в других неприспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольной без надобности остановке поезда либо самовольном проезде в грузовом поезде». Предлагаемый размер штрафа от двух до четырёх тысяч рублей.

Теоретически зацеперов можно привлечь и к уголовной ответственности по статье 267 УК «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», предполагающей совершение подобных поступков из хулиганских побуждений. Однако такая мера не является распространённой, отметил Анатолий Выборный.

«Проезд зацеперов может напрямую не угрожать эксплуатации транспортного средства, в данном случае электрички, а чтобы признать их действия хулиганскими, в них должно быть выражено явное неуважение к обществу. Но бывает, что хулиганов никто не замечает, и если они не опубликовали видео своих «геройств» в Интернете, то их как бы и не было, — объяснил депутат. — В данном случае санкция КоАП более конкретная, а штраф две — четыре тысячи рублей для подростка достаточно существенный».

Анатолий Выборный. © Юрий Инякин/ПГ

Легально тоже можно

Проезд снаружи поездов зацепингом называется в России. В английском языке используются термины «трейнсёрфинг» (train — «поезд» и surfing — «сёрфинг», то есть «езда вдоль поверхности») и «трейнхопинг» (train hop — «запрыгивание на поезд»). Этими словами обозначают проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах вагонов открытого типа или с боковых или торцевых сторон вагонов, или даже в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры состава.

Практика такого передвижения возникла с момента появления рельсового транспорта и была широко распространена в первой половине XX века, правда, тогда такой способ передвижения не был данью моде, а являлся подчас необходимостью. К нему прибегали бедняки или те, кому не хватило мест в вагоне.

На многих железных дорогах традиция сохранилась и в настоящее время, чаще она практикуется молодёжью и вольными путешественниками. Правда, в некоторых развивающихся странах Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки в связи с хронической перегруженностью железнодорожного транспорта носит массовый характер. В ряде регионов мира существуют объединения любителей данного способа передвижения как хобби.

Наряду с пассажирами наружную езду на поездах часто практикуют работники транспортных предприятий при выполнении маневровых и других работ, где требуется дополнительный контроль над следованием состава.

На многих железных дорогах разных стран зацепинг запрещён законодательством и правилами пользования транспортом для пассажиров. При проезде снаружи поездов практикующие его люди могут получить травму или погибнуть в результате падения с движущегося состава, столкновения с объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения током от контактной сети и силового электрооборудования или воздействия условий внешней среды.

Но есть и такие магистрали, где зацепинг является легальным и используется как аттракцион для туристов, например горная железная дорога горы Нос Дьявола в Эквадоре, система канатного трамвая в Сан-Франциско и другие. Или на миниатюрных железных дорогах, которые используют для катания людей, езда снаружи или верхом — не только разрешённый, но и единственно возможный способ проезда. Хотя и на них есть ограничения по числу и расположению пассажиров.

Одним из центров зацепинга в начале 2000-х годов стала Россия, особенно популярным развлечение было в Московской и Ленинградской областях. О модном «хобби» писали и снимали сюжеты журналисты, а эксперты оценивали число практикующих железнодорожных экстремалов примерно в 20 000 человек. Чаще всего явление наблюдается на ярославском и горьковском направлениях МЖД, сообщалось в 2011 году на официальном интернет-портале Московской области. Тем же периодом датированы сообщения об опасной езде в Московском метрополитене.

С развитием соцсетей трейнсёрферы стали создавать сообщества, проводить реальные и онлайн-встречи, выкладывать в Интернете фото и видео своих «путешествий». В группах публиковалась информация о видах подвижного состава и способах проезда на них, особенности езды на различных железнодорожных линиях и даже советы по безопасности. Существовали даже некоторые этические принципы, например недопустимость повреждения подвижного состава или срыва графика поездов.

О зацеперских сходках писали в блогах. Одна такая акция имела место 30 июля 2010 года на горьковском направлении МЖД в день запуска скоростного поезда «Сапсан» сообщением Москва — Нижний Новгород. Целью встречи, помимо приветствия «Сапсана», был протест против отмены пригородных электричек, обусловленной ремонтом путей в преддверии запуска скоростного поезда.

«Сапсанчик и зацеперы»

Сообщения о несчастных случаях в результате подобного хулиганства на железной дороге приходят регулярно. Их фигуранты в основном молодые или очень молодые люди. Благодаря их страсти всё запечатлеть на мобильник нередко достоянием публики становятся кадры несчастных случаев или гибели экстремалов.

В конце августа 2020 года в лесу под Наро-Фоминском неподалеку от железной дороги нашли мальчика со множественными переломами и ранами. Выяснилось, что ребёнок пытался проехать на электричке, зацепившись за подножку последнего вагона, но сорвался. Примерно в тот же период в тоннеле петербургской подземки обнаружили тело 22-летнего парня — местные СМИ выяснили, что он вёл блог, где публиковал видеоотчёты об экстремальных поездках на составах электропоездов. Ещё одно относительно недавнее ЧП — на станции МЦК «Нижегородская» 13-летнего зацепера убило током… И этот трагический список можно продолжать.

В большинстве стран за смертельно опасное хобби также предусмотрены штрафы: в Великобритании, например, до тысячи фунтов, в Австралии до 389 долларов. В США трейнсёрферов за проезд в метрополитене Нью-Йорка могут оштрафовать на сто долларов или поместить под арест на десять суток. В Индии, где проезд снаружи поездов весьма распространён, за решётку могут посадить на срок до трёх месяцев, но чаще применяется штраф 500 рупий.

Основной метод борьбы со смертельно опасным хобби в России пока информационно-пропагандистский. На станциях размещают плакаты с картинками об опасном поведении, транслируют информационные видеоролики и социальную рекламу. Так, в рамках мультфильма «Приключения сапсанчика» РЖД выпустило серию «Сапсанчик и зацеперы», а крупнейший пригородный перевозчик «Центральная пригородная пассажирская компания» — одну из серий треш-мультфильма «Мозги не купишь».

Читайте также:

• Мосгордума настаивает на увеличении штрафов для зацеперов

Более 396 000 профилактических бесед и лекций провели с 2016 года в школах и детских лагерях сотрудники правоохранительных органов и РЖД.

Оперативно-профилактические мероприятия и рейды на объектах железнодорожного транспорта проводит и транспортная полиция, например ежегодную акцию «Дети и транспорт», направленную на предупреждение детского травматизма и правонарушений несовершеннолетних на железной дороге.

С 2016 года в школах и детских лагерях стражи порядка совместно с железнодорожниками провели более 396 тысяч профилактических бесед и лекций.

Последние пять лет Роскомнадзор активно блокирует сообщества трейнсёрферов в соцсетях. В 2018 году в ведомстве сообщили, что пропаганду зацепинга в соцсетях удалось свести к нулю: тогда информацию о нём удалила администрация ресурсов из 387 групп и сообществ на основании судебных решений.

В том же году Госдума усовершенствовала механизм защиты детей в соцсетях, приняв закон о внесудебной блокировке сайтов, содержащих информацию, побуждающую подростков к совершению противоправных действий, опасных для их жизни.

Впрочем, по мнению председателя Общероссийского движения «Сильная Россия» Антона Цветкова, правильной профилактической мерой могло бы стать введение административного наказания для несовершеннолетних.

«Не нужно за это штрафовать. Ведь когда зацепера обнаруживают, поезду приходится останавливаться. Это парализует движение, — сказал он «РФ сегодня». — Подобные действия должны рассматриваться как мелкое хулиганство и наказываться соответствующе — до 15 суток для совершеннолетних. Также необходимо работать с родителями этих подростков». Введение же уголовной ответственности для тех, кто вовлекает молодёжь в занятия зацепингом, общественник поддержал.

«Если ребёнка через социальные сети вовлекают в противоправные действия, опасные для его жизни, значит, у правоохранителя должен быть щит безопасности, который закрывает ребёнка от этого контента», — считает автор закона о внесудебной блокировке сайтов, заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая.

По её словам, уголовная ответственность установлена за склонение детей к суициду и за организацию опасной деятельности для несовершеннолетних, такой как зацепинг и другие. «Все ведомства признают эффективность этих мер», — подчеркнула она.

Число зафиксированных и задержанных зацеперов

2020 — 893 (151)

2019 — 1066 (206)

2018 — 1084 (333)

2017 — 1120 (474)

Источник: МВД РФ, 2021 год

Читайте нас в Дзен
Просмотров 10399