Сергей Чирков: Забота о человеке — ключ к выполнению задач государства

Председатель Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Сергей Чирков рассказал о новых стандартах работы ведомства

25.10.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Сергей Чирков: Забота о человеке — ключ к выполнению задач государства
Сергей Чирков. © пресс-служба Совета Федерации

Самым крупным институтом по части социальной поддержки населения сегодня выступает Социальный фонд России. Он создан в этом году в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда Социального страхования и предоставляет россиянам десятки мер поддержки, гарантированные государством. Чтобы люди получали их просто и удобно, Социальный фонд ввел для себя стандарт, включающий проактивное и беззаявительное назначение выплат, онлайн-сервисы и клиентоцентричный подход. Как это работает на деле, а также о том, что происходит с пенсионными накоплениями и какие выплаты получат защитники Ленинграда, нашему изданию рассказал председатель Социального фонда Сергей Чирков.

- Сергей Александрович, СФР выполняет важную социальную миссию государства, заботясь едва ли не о каждом жителе страны. Это огромная аудитория. Расскажите, как фонду удается справляться с таким массивом задач и клиентов?

- Вы правы, наши клиенты — это десятки миллионов граждан, то есть все, кто получает социальные выплаты, пенсии, больничные, меры поддержки семей с детьми. Фонд поддерживает человека с момента рождения на протяжении всей жизни. Например, по итогам прошлого года одни только пенсии получали почти 42 миллиона человек.

Мы обозначили своей миссией заботу о благополучии каждого человека, обеспечение простоты и удобства получения мер социальной поддержки на основе современных технологий. На этапе создания фонда нам нужно было обеспечить бесшовное слияние ПФР и ФСС с сохранением всех прежних выплат и условий, к которым привыкли россияне. Этот этап пройден успешно. При этом Социальный фонд взял курс на упрощение процедуры всех выплат. Сегодня наша структура оформляет большинство федеральных мер поддержки, руководствуясь принципами социального казначейства,— по одному заявлению или вовсе беззаявительно.

Более того, еще в процессе объединения мы увидели возможности для оптимизации некоторых процессов. Например, введен единый страховой тариф, упростивший жизнь бизнесу. Единым тарифом унифицированы категории работников, за которых уплачиваются взносы. Теперь работающие по гражданско-правовым договорам граждане могут получать больничные, декретные и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Эта мера затронет порядка 4 миллионов граждан. За счет введения единого тарифа максимальный размер выплат по больничным, отпуску по беременности и уходу за ребенком в 2024 году увеличится в 1,5 раза, а в 2025 году — в 2 раза. Также с нового года Социальный фонд оформляет единое пособие для нуждающихся семей с детьми и беременных женщин.

Благодаря цифровой трансформации услуг фонда сократились сроки обработки запросов и увеличились темпы развития проактивных и беззаявительных услуг. Это наши ключевые точки роста.

Кого поддерживает Россия в палестино-израильском конфликте

- Что Социальный фонд вкладывает в понятие проактивности?

- Проактивный человек — тот, кто действует на опережение, предупреждает проблему, а не борется с ее последствиями. Можно перенести эти качества на принципы работы Социального фонда. Мы не ждем, пока человек соберет по разным инстанциям документы и принесет в фонд для оформления мер поддержки. Мы сами идем к людям с вестями о том, какие льготы они могут оформить или уже получили. Если услуга проактивная, значит, человек получает уведомление о том, что ему положена данная мера поддержки, и решает, хочет ли он за ней обратиться.

Раз в три года мужчины старше 45 лет и женщины от 40 лет получают от СФР уведомления о том, как им будет назначаться пенсия и какую примерно сумму она составит. Этой осенью начнем проактивно информировать граждан, которые ухаживают за нетрудоспособными людьми, о положенных им компенсациях и ежемесячных выплатах.

Еще интереснее беззаявительный формат — в этом случае сотрудники СФР сами оформляют меру поддержки, а человек получает от фонда уведомление уже по факту назначения выплаты. Фонд оказывает беззаявительные услуги на основе имеющихся данных или сведений, которые он получает в рамках межведомственного взаимодействия.

- Какие услуги переведены на такой формат?

- Первой ласточкой стал СНИЛС — с 2019 года он автоматически присваивается детям по факту рождения. Уже через год мы начали оформлять в таком формате сертификат на материнский капитал. Фонд оформляет его после поступления данных о рождении ребенка из ЗАГСа, заявление от родителей не требуется. К настоящему моменту в беззаявительном порядке Социальный фонд устанавливает пенсии по инвалидности, федеральные социальные доплаты, специальные социальные выплаты медработникам, ежемесячные денежные выплаты инвалидам и героям Российской Федерации, а также героям Труда Российской Федерации. Переведены в беззаявительный формат практически все перерасчеты пенсий. Беззаявительный формат позволяет почти 5 миллионам гражданам получать услуги Фонда, не обращаясь за их установлением.

С 2024 года планируется переход на беззаявительное назначение пенсии детям по случаю потери кормильца, а также на беззаявительное установление северной надбавки к пенсиям. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без обращения в фонд.

- Вы упомянули единое пособие. Расскажите подробнее о нем, эта мера тоже проактивная?

- Единое пособие — это новая мера социальной поддержки, которая объединила ряд мер поддержки семей с детьми. Благодаря ему в нашей стране выстроена комплексная система адресной поддержки семей с детьми с ранних сроков беременности до момента, когда ребенку исполнится 17 лет. Чтобы получить пособие, родителю нужно подать лишь одно заявление на портале госуслуг. Всю необходимую информацию о семье фонд получает по межведомственному взаимодействию. В среднем по заявлению гражданина, у которого семья состоит из 3 человек, направляется порядка 210 межведомственных запросов, основным поставщиком сведений в которых является Федеральная налоговая служба.

Большинство заявлений на пособие граждане подают через портал госуслуг. Причем 90% решений фонд принимает в течение 5 дней.

В этом году единое пособие уже получают родители более 10 миллионов детей и около 350 тысяч беременных женщин. На выплату пособия в 2024 году выделено 1,6 триллиона рублей.

- Для клиентов все становится проще, удобнее и быстрее. А что стало с сотрудниками и офисами двух бывших фондов? Как они работают? Пришлось ли сокращать штат?

- В целом большинство клиентских служб Социального фонда открылось на базе бывших офисов ПФР и ФСС. Это удобно: все адреса прежние, ассортимент услуг стал больше. Но от ряда арендных помещений мы отказались — это обеспечило экономию. Еще часть освободившихся помещений мы решили перепрофилировать под центры общения старшего поколения. Это пилотный проект Социального фонда. Он посвящен организации досуга людей «серебряного» возраста. Чтобы у пенсионеров было атмосферное место для общения, совместного творчества или изучения чего-то нового. Сейчас по всей стране открыто уже более 219 таких центров. Практика показала, что они очень востребованы, люди с удовольствием туда ходят и даже активно предлагают идеи для проведения мероприятий.

Кадровый состав в ходе объединения сохранен с перераспределением потенциала на профильные и IT-подразделения. В процессе объединения мы провели обучение и стажировку для всех специалистов, чтобы каждый мог консультировать граждан по всему спектру услуг СФР. Могу сказать, что наши работники успешно справились с этой задачей.

В Социальном фонде действуют повышенные стандарты качества клиентского обслуживания. Они включают, например, комплексное обслуживание граждан, помощь в обращении к цифровым сервисам в клиентской службе — все, что нужно для быстрого и комфортного решения вопросов, с которыми обращаются граждане к специалистам фонда.

Недобросовестных подрядчиков отлучат от проведения капремонта на год

- Как налажена работа Социального фонда в новых регионах России?

- Работа в новых субъектах — один из приоритетов Социального фонда. Нам очень приятно, что первые отделения СФР удалось создать именно на этих территориях. Произошло это еще в октябре 2022 года. С того момента фонд начал вести персонифицированный учет граждан. С начала 2023 года семьи с детьми и беременные женщины также получают услуги фонда. С февраля отделения стали перечислять специальные социальные выплаты медицинским работникам.

А с марта Социальный фонд начал предоставлять в новых субъектах практически все меры соцобеспечения. Жители Донецкой и Луганской республик, Херсонской и Запорожской областей переоформляют и получают пенсии по российскому законодательству, оформляют детские пособия, декретные и больничные выплаты, материнский капитал, получают технические средства реабилитации и другие услуги.

При участии сотрудников фонда на новых территориях действуют межведомственные комиссии, куда могут обратиться чернобыльцы и ветераны боевых действий для подтверждения своего статуса по российскому законодательству. Также межведомственная комиссия выдает справки о трудовом стаже и отчислениях для оформления российских пенсий и других мер социальной поддержки.

Особо хочу отметить команды специалистов, которые сложились в каждом новом регионе. Это люди мотивированные, искренне преданные делу. Высоко ценю их старания. У них большая нагрузка, ведь все жители новых территорий почти одномоментно, с марта этого года, стали оформлять большинство выплат.

- Как же им удается справляться?

- Естественно, мы не оставили их без поддержки. Им помогают коллеги из отделений-кураторов из других регионов нашей страны. Они взяли на себя часть работы по обработке запросов, консультаций в различных ситуациях. Отделения Социального фонда из многих регионов оказывают коллегам с новых территорий всестороннюю помощь и поддержку, приезжают в командировки и проводят различные инструктажи по работе в информационных системах, помогают разобраться в нюансах нормативного регулирования или усиливают команды по приему граждан.

Петербургские депутаты предложили свой закон о реновации хрущевок

- Сегодня важной темой является обеспечение россиян техническими средствами реабилитации. С учетом проведения специальной военной операции этот вопрос особо актуален. Как обстоят дела с предоставлением ТСР участникам СВО?

- Социальный фонд вместе с медико-социальными учреждениями, фондом «Защитники Отечества» и органами власти помогает участникам СВО получать весь комплекс мер социальной поддержки, в том числе и средства реабилитации. Отделениям СФР поручен особый контроль за этими процессами. Фондом определен особый порядок предоставления пенсионного и социального обеспечения участникам СВО и членам их семей. Отмечу, что для наших сотрудников эта работа — не только профессиональный долг, но и дело чести.

Мы закрепляем куратора — сотрудника клиентской службы для сопровождения таких граждан и членов их семей от момента их обращения в отделения Фонда до непосредственной выплаты полагающегося обеспечения в денежном выражении либо до обеспечения получения изделия, если речь идет о ТСР. При необходимости мы организуем и доставку гражданина к месту протезирования на транспорте отделения. Кураторы фонда сопровождают участника СВО на всех этапах получения мер поддержки, следят за сроками исполнения государственных контрактов, контролируют своевременное предоставление ТСР и многое другое. 

С начала года Социальный фонд обеспечил более миллиона людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, включая участников СВО. В бюджете фонда на 2024 год на обеспечение ТСР заложено 55,8 миллиардов рублей.

- На какую еще поддержку со стороны фонда могут рассчитывать участники специальной военной операции и их семьи?

- Социальный фонд предоставляет военнослужащим, которые задействованы в зоне боевых действий, ряд выплат и льгот. Стаж военных, например, учитывают в двойном размере и принимают в расчет при определении права досрочного выхода на пенсию.

Инвалиды и ветераны боевых действий получают от фонда ежемесячную денежную выплату. Важно, что теперь эту выплату фонд предоставляет автоматически, без обращения самого участника СВО.

В случае военной травмы также назначаются дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и ежемесячная денежная компенсация, размер которой зависит от группы. Военнослужащим-добровольцам, получившим инвалидность, положена государственная пенсия по инвалидности.

Семьям военнослужащих единое пособие на детей до 17 лет оформляется в упрощенном порядке. В случае гибели близких они получают пенсию по потере кормильца, ежемесячные денежные компенсации и пособия. Также семья может рассчитывать на компенсацию услуг ЖКХ.

- В этом году в России отмечается важная дата — 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Планирует ли Социальный фонд выплаты блокадникам и воинам-освободителям?

- Мы рады, что реализация такой важной выплаты по указу президента была доверена именно нашему фонду. Наши отделения за годы накопили большой опыт в предоставлении праздничных выплат ветеранам к юбилейным датам. Теперь такие выплаты положены защитникам Ленинграда. В частности, это люди, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Уже в конце этого года Социальный фонд беззаявительно перечислит таким гражданам, а также награжденным  знаком «Жителю осажденного Севастополя», «Жителю осажденного Сталинграда»  единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей. По предварительным данным, средства получат около 60 тысяч ветеранов, проживающих не только в России, но и Прибалтике, а также Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.

- Сейчас идет активная работа по утверждению бюджета на следующий год. Скажите, как распределены средства в бюджете фонда? Какие главные направления расходов?

- Бюджет Социального фонда на предстоящие годы получился сбалансированным. В начале года пройдет индексация выплат на 7,5%. Планируется, что в следующем году пенсионные расходы вырастут до 10 триллионов рублей.

Еще одной важной статьей бюджета фонда являются детские выплаты. На охрану семьи и детства в бюджете предусмотрено более 2,2 триллиона рублей. Из них большую часть средств в сумме 1,6 триллиона рублей фонд направит на выплату единого пособия. На программу материнского капитала пойдет 495,1 миллиарда рублей.

- Расскажите, что сейчас происходит с пенсионными накоплениями граждан?

- Гражданам, у которых есть накопления, эти средства выплачиваются при выходе на пенсию. Вернее, даже раньше — уже при достижении предпенсионного возраста. Сегодня 37,3 миллиона застрахованных лиц формируют свои накопления в СФР. Общий объем этих накоплений составляет 2,27 триллиона рублей. В 2022 году управляющие компании фонда заработали для граждан среднюю доходность в размере 9,75%.

Граждане, имеющие право на выплаты пенсионных накоплений, могут получить их в виде накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты.

Более 113 тысяч человек получают пожизненную накопительную пенсию в размере 1,12 тысяч рублей в месяц. Свыше 42 тысяч граждан получают срочную пенсионную выплату в размере 2,17 тысяч рублей в месяц. Средний размер единовременной выплаты составляет 17,6 тысяч рублей.

Если человеку назначена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата, их средства продолжают инвестироваться государственной управляющей компанией и приносят доход. В 2022 году накопительная пенсия была проиндексирована на 9,8%, а срочная пенсионная выплата — на 10,0%.

Если гражданин умирает до получения накопительной пенсии или до установления срочной пенсионной выплаты, то его накопления передаются наследникам.

Социальный фонд уведомляет граждан, у которых есть невыплаченные пенсионные накопления на лицевом счете. Они могут обратиться в фонд и получить эти средства. С апреля 2023 года такие уведомления получили более 1,4 миллиона россиян.

- Наше издание освещает работу Федерального Собрания, поэтому не могу не спросить: какая поддержка вам нужна от парламентариев?

- В первую очередь хочу сказать спасибо парламентариям за постоянную поддержку фонда по всем вопросам.

Фонд постоянно развивается, чтобы услуги стали еще доступнее и удобнее для граждан. Это внедрение цифровых технологий, усовершенствование госуслуг, новые управленческие методики и многое другое. Также сейчас реализуются несколько пилотных проектов, посвященных совершенствованию услуг фонда. В случае их успешности мы собираемся масштабировать эти наработки на всю страну.

Когда мы все подготовим, нам, конечно же, понадобится помощь законодателей. Надеюсь на их поддержку, ведь у нас общая задача — обеспечить своевременное и качественное развитие социальной сферы для каждого жителя России.

Читайте также:

• Перминова назвала успешной проведенную реорганизацию Соцфонда • В Соцфонде рассказали, какие выплаты вырастут в следующем году

Правда за нами