Сенатор от Севастополя предложил прорыть канал между Черным и Азовским морями

Новая транспортная артерия на Ак-Монайском перешейке, по мысли Андрея Соболева, поможет разгрузить Керченский пролив, создаст новые рабочие места, а в перспективе принесёт выгоду

Сенатор от Севастополя предложил прорыть канал между Черным и Азовским морями   ФОТО: Юрий Инякин

Министерство транспорта России в июле-августе 2017 года на время планирует закрыть Керченский пролив для судоходства в связи со строительством моста. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя Андрей Соболев предлагает альтернативу.

- Андрей Николаевич, украинские СМИ уже подняли нешуточную шумиху, заявив о предстоящих многомиллионных убытках в связи с ограничением судоходства. В  чём суть претензий украинской стороны?

- Непрекращающиеся претензии Украины по поводу сооружаемого моста между Крымом и Кавказом сводятся к нескольким пунктам. Ну, во-первых, права не имеем, Крым, по их мнению, украинская территория. Во-вторых, судоходство в Керченском проливе будет осложнено и привычные коммуникации их  портов, расположенных на Азовском побережье, претерпят значительные изменения. А это маршруты через Босфор на Средиземноморье и дальше. Дескать,  мы запираем соседей  в рамках внутреннего моря, коим станет Азовское по факту. Сюда также плюсуют сложности геологии и сейсмики, которые при эксплуатации моста сыграют рано или поздно губительную роль для всего водного района. Зимние штормы, бесспорно, несут большую опасность, периодически в проливе случаются катастрофы, тонут суда, гибнут люди, утрачиваются грузы. Мост, по мнению оппонентов, только усложнит эту ситуацию. В перечне проблем не  забыты ихтиология и рыбные ресурсы, зловещие экологические прогнозы и т.д. О террористических  угрозах, раздающихся, правда, не из официальных украинских кругов, но явно с той стороны,  говорить не стану. Попытки реализовать некую блокаду в проливе  уже были, виновные и организаторы  изобличены, хотя попыток, думается, нацрадикалы не оставят.

Главный раздражитель для соседей, конечно, это пропускная способность и сезонность Керченского пролива. Политическая составляющая присутствует как повод, не более.

- Как остановить этот поток придирок, претензий и, в конечном счете, облегчить ситуацию в Керченском проливе по ряду параметров и, прежде всего, в части его пропускной способности?

- Какое тут просится решение? А не соорудить ли нам новый канал на Ак-Монайском перешейке, связав напрямую Черное и Азовское моря? Сделать ещё одну водную магистраль, которая, станет некоей альтернативой пролива. Длина канала не будет превышать 20 километров. Высота бортов минимальная, выстилающие породы — известняки невеликой прочности и к тому же  применяющиеся в качестве стройматериалов повсеместно -  отвалов грунтов  не предвидится. Глубины со стороны черноморского побережья (Феодосийский залив) приличные, с азовской стороны (между Арабатской стрелкой и Щёлкино) — достаточные, 5-10 метров, как и в Керченском проливе.

- В чём ещеёпреимущества такого проекта?

- Логистика судоходства и сообщений с Азовскими портами, бассейном Дона, получит дополнительные варианты. Конечно, экономию от таких маршрутов следует просчитать, равно как и экономику создания  самого  сооружения, последствия, в свете вышеперечисленных -  экологических и гидрологических. Но бесспорно, что даже в качестве запасного  прохода, на случай разных аварийных ситуаций в проливе, эта гипотеза имеет право на жизнь.

После установки мостовых арок Керченского моста под ними смогут пройти суда, длина которых не превышает 160 метров, ширина — 31 метр, надводный габарит — 33 метра. Осадка судна должна быть не больше 8 метров. А вот канал может быть иной ширины и глубины.

- И древняя, и современная история знает немало успешных примеров сооружения каналов…

- Несколько лет назад в Египте торжественно была открыта вторая «нитка» Суэцкого канала, построенная всего за год. А вообще, мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла ещё в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить ещё фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю ещё около 1300 до н. э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район озераТимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н. э. и довели его до Красного моря спустя столетие.

Однако более близким проектом, на мой взгляд, является Коринфский канал. Это бесшлюзовый судоходный канал в Греции, соединяющий залив Сароникос Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Прорыт через Коринфский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с центральной частью Греции. Его длина составляет 6 километров, глубина 8 метров. Стены канала естественного происхождения, главным образом из известняка, высота стен достигает 76 метров. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на дне моря — 21 метр. Через канал перекинуты один железнодорожный и три автомобильных моста.

Справка 

Ак-Монайский или Парпачский перешеек — перешеек, соединяющий Керченский полуостров с основной частью Крыма. Разделяет залив Сиваш и Арабатский залив, расположенные в юго-западной части Азовского моря, и Феодосийский залив, расположенный в северной части моря и Чёрного море.

Длина перешейка — около 15 км. Ширина — 17 км в самом узком месте.

Названия перешейка даны по селениям, располагавшимся на перешейке: Ак-Монай и Парпач (ныне Каменское и Ячменное соответственно).

В северной части перешейка от него начинается коса Арабатская стрелка. На перешейке расположены Фронтовое водохранилище, болото Камышинский Луг и несколько небольших прудов в Курпеченской балке.

На Ак-Монайском перешейке находятся сёла Каменское, Львово, Петрово, Семисотка, Фронтовое, Ячменное Ленинского района и посёлок городского типа Приморский, относящийся к Феодосийскому горсовету.

***

Керченский мост — крупнейший инфраструктурный проект современной России, автомобильная переправа проляжет между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу. Дорожная развязка моста со стороны Тамани строится одновременно и для моста, и для строящегося крупнейшего порта России на Чёрном море — порта Тамань. Керченский мост свяжет автомобильной дорогой Крым с остальной частью России, инфраструктурно закрепив воссоединение РФ и полуострова. Транспортный переход через пролив спроектирован в виде двух параллельных мостов. Открытие автомобильного движения должно состояться в конце 2018 года, железнодорожного — в 2019 году.



Автор: Дмитрий Олишевский

Просмотров 71034

10.07.2017

Популярно в соцсетях