Сегвеи и моноколеса просят уступить им дорогу

Минтранс предложил включить в ПДД нового участника дорожного движения

Сегвеи и моноколеса просят уступить им дорогу

фото: АГН Москва

3 июня — Всемирный день велосипеда: более двухсот лет назад велосипеды, отвоевав у конных экипажей право пользоваться проезжей частью, прочно обосновались в мировой транспортной системе. Даже в Правила дорожного движения они вошли раньше автомобилей. По проторенной велодорожке решили двигаться и младшие братья двухколесного механизма — электросамокаты, гироскутеры и моноколеса, которые сейчас не имеют четкого правового статуса. Однако желание Минтранса прописать новомодные устройства в ПДД вызвало недовольство как у пешеходов, так и у водителей.

Кнутом и бранным словом 

В конце XIX века следом за паровозом в мире получает массовое распространение велосипед. В 1818 году Карл Дрез из Карлсруэ запатентовал первый двухколесный самокат, который хоть и не был еще оснащен педалями, но мог развивать скорость до 10 км/ч.

Новинка вызвала недовольство в обществе — велосипед считали опасным видом транспорта. Первые конструкции были далеки от совершенства: в народе их окрестили «костотрясами» — вместо резиновых шин на колесах были железные обручи, а управлять некоторыми моделями могли только физически крепкие мужчины.

Велосипедисты доставляли горожанам массу неприятностей. Правил езды для них в то время еще не было, и они катались по городу так, как им вздумается. Прохожие бранили сновавших по тротуарам велосипедистов, а у кучеров не было зазорным угостить возмутителей спокойствия кнутом.

В 1894 году в России были опубликованы «Правила езды на велосипедах по городу» (Литография, 1887 год The Granger Collection / ТАСС)

Постепенно велосипед совершенствовался, становился удобным транспортным средством, доступным по цене. Именно с этим детищем XIX столетия связано тогда и новое слово в правилах дорожного движения. Еще не появился автомобиль, но уже стали появляться первые специальные правила дорожного движения для велосипедистов.

Так, во втором номере журнала «Самокат», вышедшем в 1894 году в Санкт-Петербурге, опубликованы «Правила езды на велосипедах по городу». Документом предписывалось, что ездить по городским улицам можно было только на низких (безопасных) двухколесных велосипедах и только лицам, получившим на то право в установленном порядке. Кроме того, каждый велосипед должен быть снабжен выданным из канцелярии градоначальника номерным знаком, звонком и (с наступлением темного времени) фонарем.

Быстрая езда по городу и особенно наперегонки строго запрещались, а в местах скопления людей и конных экипажей следовало вообще сойти с велосипеда и покатить его в руках.

Сегодня велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения, на них распространяется большинство требований ПДД, а также ответственность за их нарушение. Чего нельзя сказать о пользователях новомодных движущихся устройств — электросамокатов, гироскутеров, сегвеев.

В действующей редакции ПДД пользователи «колесных гаджетов» относятся к пешеходам, что давно вызывает справедливое возмущение у настоящих пешеходов, периодически страдающих от наездов скоростных устройств. Дело в том, что Госавтоинспекция в таких случаях всегда разводила руками: по букве закона это выглядело как ДТП двух пешеходов, ответственности почти никакой.

Что такое СИМ 

Как рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев, работа по приданию правового статуса новым средствам передвижения началась два года назад. В октябре 2019-го Минтранс даже выставил на общественное обсуждение проект изменений в ПДД, где предлагается ввести в правила новое понятие — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Речь идет об устройствах, предназначенных для передвижения с использованием электродвигателя или мускульной энергии человека, — роликовых коньках, самокатах, электросамокатах, скейтбордах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях, моноколесах.

Однако документ получил массу критических замечаний, и тогда транспортное ведомство, доработав его, разместило на портале проектов нормативных правовых актов обновленную версию.

В нее вошло, во-первых, что правила движения на СИМ будут зависеть от возраста пользователя. Например, детям до семи лет разрешается передвигаться на них только по тротуару, пешеходной или велопешеходной дорожке. Дети возрастом от семи до 14 лет имеют право ездить по велосипедной дорожке. А лица старше 14 лет смогут выезжать на выделенную полосу для велосипедистов, а при ее отсутствии — на правый край проезжей части или на обочину.

При этом скорость движения по дороге не должна превышать 60 км/ч, а СИМ должно быть оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, белой фарой и световозвращателями.

Максимально допустимая скорость движения скутера или сегвея на тротуарах, велосипедных дорожках и дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч. В темное время суток пользователи СИМ должны будут включать фары и фонари на своих устройствах.

По мнению экспертов и законодателей, Минтранс попытался узаконить и регламентировать использование сразу всех видов устройств для передвижения, что нереализуемо из-за их принципиальных отличий.

«На мой взгляд, в Правила дорожного движения логичнее включить только электросамокаты, у которых есть руль, тормоза, их можно оборудовать фарой и звуковым сигналом, — полагает Александр Васильев. — А устройства с гироскопическим эффектом оставить для цирка, на тротуаре и дороге им делать нечего».

Замечания остались прежние 

Обновленный проект легализации СИМ на самом деле никак не изменился с прошлого года, замечания экспертов к предыдущей версии услышаны не были, рассказал журналу глава Союза пешеходов Владимир Соколов. В документ только добавили блок поправок, касающийся автомобилистов.

В частности, предлагается запрет на остановку на «островках безопасности». Изменяются правила проезда круговых перекрестков: в действующих ПДД заложен принцип «на круге главный», уточняется — «только в случае пересечения равнозначных дорог». Также всем грузовикам будет запрещена остановка в жилых зонах вне «специально отведенных для этого мест» — сейчас такой запрет для автомобилей массой более 3,5 т.

«Сделано это было, вероятно, чтобы спрятать за ворохом предложений вызывающие разногласия аспекты, — предположил эксперт. — Мы повторно направили замечания к проекту документа, принятие которого повысит риски для пешеходов». В частности, отмечает Владимир Соколов, пользователи СИМ получают право выезжать на пешеходные дорожки на скоростях до 20 км/ч — это очень большая ско-рость для тяжелого устройства, которое и затормозить-то толком не может.

«Во всем мире они ограничены в правах, так как являются источником опасности для пешеходов, — рассказывает он. — На сегвеях и гироскутерах там разрешено ездить только в специальных местах».

Кроме того, в проекте поправок предусмотрены идеи, противоречащие логике, здравому смыслу и духу действующих пунктов Правил дорожного движения, указывает эксперт. Например, электросамокаты приравнены к СИМ. В то время как мопед с электродвигателем, имея признаки, схожие с электросамокатом, является механическим транспортным средством.

Также в проекте поправок есть требование, которое невозможно администрировать и даже просто контролировать, — ограничение скорости СИМ на тротуарах 20 км/ч. «В числе СИМ значатся роликовые коньки и скейтборды с маленьким диаметром колес, — продолжает перечислять претензии к проекту Минтранса Владимир Соколов. — И этим СИМ можно ездить по обочинам, где любая трещина в асфальте может вытолкнуть лицо ими управляющее на рядом едущие автомобили».

Будущему соседству на дороге с владельцами «симок» не рады и автолюбители. Как пояснил «РФ сегодня» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, предложенное решение проблемы СИМ недостаточно.

«По-хорошему необходимо предъявить конкретные требования, в том числе и технические, к этим транспортным средствам, — полагает он. — Разрешенные 60 км/ч — это слишком много для электросамоката. Также нужно подумать о регистрации такого транспорта и присвоении ему некоего подобия номерных знаков…»

Услышат ли замечание экспертов в транспортном ведомстве на этот раз? Как рассказал журналу член Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов, ключевыми задачами министерства сейчас являются меры по поддержке отрасли в сложной ситуации, связанной с коронавирусом, возобновление авиаперевозок и корректировка нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «Среди прочих вопросов инициатива с регламентированием средств индивидуальной мобильности, безусловно, требующая внимания и проработки, не является на данный момент приоритетной», — заключил он. И добавил, что работа над документом продолжается, вопрос лишь в сроках. 

Просмотров 1666

03.06.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях