С 1 сентября платные парковки охватят весь Центральный район Петербурга
Чиновники уверены, что проект не только приносит деньги в бюджет, но и помогает городу задышать
Эксперимент по внедрению платной парковки в Петербурге признан успешным и больше социальным, чем коммерческим. С 1 сентября его зону в очередной раз расширят. На этом власти города останавливаться не намерены. Ведь, по заверениям комитета по транспорту, лучше уже стало и местным жителям, и гостям исторического центра.
Форсированное поэтапное
Впервые синяя разметка платной парковки появилась в Центральном районе в 2015 году. Ее нанесли между Невским и Лиговским проспектами, набережной Фонтанки и Кирочной улицей. Но проект долго буксовал — у властей города не было никаких законных способов штрафовать тех, кто не платил за парковку. Только с 2020 года, после принятия поправок в федеральные законы и соглашения с МВД, позволивших полицейским передавать чиновникам данные автовладельцев, реформа пошла ускоренными темпами. Уже 7 декабря 2020 года в зону платной парковки вошла улица Рубинштейна — этот узкий проезд к Невскому проспекту всегда был плотно заставлен с двух сторон.
С 1 декабря 2021 года в перечень вошла еще 71 улица Центрального района между Невским проспектом, Воскресенской и Синопской набережными и Фонтанкой.
На 2022 год запланировали три этапа введения платной парковки. С 1 июля 2022 года зона расширилась на 56 улиц в Центральном районе между Невским проспектом, Обводным каналом, Бородинской и Звенигородской улицами. А с 1 сентября синей разметкой закроют весь Центральный район — присоединятся территории между Дворцовой набережной, Гороховой улицей и Фонтанкой. Третий этап запланирован на 1 ноября и охватит весь Адмиралтейский район Петербурга.
Социальный проект
С начала года поступления от платы за парковку составили около 350 миллионов рублей, сообщил директор городского центра управления парковками Петербурга Михаил Курдяев на прошедшей пресс-конференции в ТАСС. Но проект больше считают социальным. Как пояснил зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков, введение платы сократило избыточный трафик в центе города почти на 20 процентов: «Исчезла парковка вторым рядом, городской транспорт поехал быстрее. Пожарные и скорые стали быстрее добираться до места назначения. Загруженность парковок в часы пик составила около 80 процентов на самых центральных участках, а в среднем по городу — 60 процентов. Улучшилась и экологическая ситуация. На 25 процентов сократилось число ДТП с пешеходами».
По его словам, рады нововведениям и местные жители, которые оформляют парковочные разрешения за 1800 рублей в год, и жители других районов, которые теперь не тратят по 40-50 минут на поиск, где оставить машину. В том числе и потому, что список свободных мест можно всегда заранее посмотреть в мобильном приложении. Через него удобно и оплату сразу внести.
Чиновники напомнили, что через портал госуслуг и МФЦ местные жители могут оформить разрешение сразу на три года вперед, получив по два допуска на одну квартиру или по допуску на лицевой счет коммунальной квартиры. Заявления на получение разрешения комитет по транспорту должен рассматривать до 10 дней, но на практике — гораздо быстрее.
Дмитрий Ваньчков также сообщил, что только 15 процентов автомобилистов, оставляющих машины, — это платные пользователи. 20 процентов пользуются бесплатным временем парковки до 15 минут. А остальные — местные жители и льготники.
Напомним, что стоянка для легкового транспорта в Петербурге платная только с 8 утра до 8 часов вечера и стоит 100 рублей в час. Повышать тариф, как сообщили в комитете по транспорту, пока не планируют. Месячный абонемент — около 20 тысяч рублей.
Читайте также:
• Народные ПДД: самокаты — на дороги, обочечников — к ответу, тюнинг — в закон • Водители стали чаще превышать скоростной режим
Участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, а также блокадники и многодетные семьи, проживающие в границах платной зоны, могут оформить парковочное разрешение бесплатно. На электромобили такая льгота тоже распространяется — на них получено уже 650 разрешений.
Инвалиды, которые числятся в соответствующем реестре, могут ставить машину на специально выделенные места — для них тоже парковка бесплатная. И в каждой зоне для этих льготников выделено по 10 процентов мест. То есть, если новый этап откроет 16 тысяч мест парковки, для инвалидов предусмотрят 1600, помеченных специальной разметкой и знаками.
Интересы трудящихся
Для людей, которые работают в центре города, льгот не предусмотрено. Как сообщил глава профильной транспортной комиссии городского Заксобрания Алексей Цивилев, при всем положительном эффекте от платной парковки большинство обращений к нему поступает от трудящихся: «Люди купили машины, обременены кредитами, страховками и другими обязательными выплатами. Приезжая на работу, платить за парковку по 800 рублей в день они не могут. И 20 тысяч рублей в месяц за абонемент — неподъемная сумма. Почти как съем квартиры. У них ломается логистика и становится очевидной бессмысленность приобретения автомобиля. С этим надо что-то делать. Либо стоимость абонемента понижать до приемлемой, либо делать больше перехватывающих парковок».
Еще одно неудобство — невозможность оплатить парковку постфактум, хотя бы до конца дня: «Человек оплатил один час, но задержался минут на двадцать. Ему придет штраф на три тысячи рублей. Даже те, кто просто не оплатил парковку, могут получить скидку на такой штраф в 50 процентов. А тот, кто просрочил оплаченное время, должен платить штраф полностью. Нужно продумать, как сделать систему более справедливой, и дать людям возможность оплачивать парковку в течение нескольких часов».
Перспективы
В 2023 году чиновники планируют охватить платной парковкой оставшиеся центральные районы города — Василеостровский и Петроградский. Причем на Васильевском острове в зону попадут и кварталы новой современной застройки. Это делается, чтобы приезжающие на остров не заставляли машинами, например, улицу Кораблестроителей и дороги вокруг гостиницы «Прибалтийская» — только бы не платить за парковку в старой части района.
Далее комитет по транспорту обещает действовать ювелирно и индивидуально, подключая с 2024 года отдельные улицы других районов — те, которые близки к историческому центру.