Российское кино уйдёт под протекцию государства

Отечественные премьеры в 2017 году посмотрели 55 миллионов человек — рекорд за последние 25 лет

Российское кино уйдёт под протекцию государства

Владимир Мединский. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов 

К концу 2017 года отечественная киноиндустрия заработала небывалую сумму — 11,9 миллиарда рублей. Это случилось впервые за всю историю новой России. Если Министерство культуры на достигнутом не остановится и продолжит строить кинозалы в больших и малых городах, посёлках и деревнях, то к 2020 году в стране станет больше на 1500 экранов, в разы увеличится число зрителей и вырастут доходы российского кино. Глава ведомства Владимир Мединский уверен, что для более высоких показателей пора брать кино под протекцию государства.

Кто в ответе за кино?

Государству надо взять киноиндустрию под свою протекцию, нести ответственность за то, что ежегодно отечественных фильмов в прокате будет не меньше определённого количества, заявил глава Минкульта 21 марта на «правительственном часе» в Совете Федерации. Иначе, объяснил свою точку зрения Мединский, Голливуд так и будет вынимать деньги из российского зрителя. «Ежегодно наши граждане платят примерно 400-500 миллионов долларов за просмотр американских блокбастеров, и деньги эти идут на поддержку иностранного кинокомплекса», — заявил он.

«Их кино не всегда несёт созидательную и содержательную функции, а потому надо сделать всё, чтобы защитить российское кинопроизводство — с помощью политической воли и поддержки законодателей», — считает Мединский.

Новый закон о культуре пока не принят, но действует «Стратегия государственной культурной политики» и президентский указ о государственной культурной политике. Одним из принципов последнего является «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры».

Что касается существующей доли российского кино в прокате, то она составляет 25 процентов — и это немало. Больше только в странах с жёстким государственным протекционизмом — Франции, Польше, Китае, Индии, Бразилии. «Министерство культуры знает, что надо делать, как надо делать осторожно, чтобы не повредить кинотеатрам, прокатчикам», — добавил глава ведомства.

Доклад Мединского назывался «О новой модели культурной политики в Российской Федерации», а кино в этой модели занимает ключевую роль. Также считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая назвала Минкульт единственным министерством, которое по-настоящему работает со всеми регионами страны. И строительство кинотеатров — первое подтверждение тому. Теперь у людей, особенно в маленьких населённых пунктах, будет возможность сходить в кино, а не сидеть у телевизора. Мединский рассказал сенаторам, как он недавно был растроган общением с жителями одного из посёлков Омской области, где появился кинотеатр: «Взрослые люди со слезами признавались: мы впервые за всю жизнь идём в кино».

Министерство культуры знает, что надо делать, как надо делать осторожно, чтобы не повредить кинотеатрам, прокатчикам.

Ещё один больной вопрос — качество фильмов, которые демонстрируют по ТВ. На предыдущем «правительственном часе» с участием главы Минкомсвязи Николая Никифорова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева попросила министра объяснить, кто же отвечает за качество кино, которое демонстрируют телеканалы. Никифоров ответил, что этим занимается Минкульт. Но оказалось, что нет. Владимир Мединский считает, что все вопросы должны быть к Никифорову: «Именно его ведомство занимается госполитикой в сфере СМИ: радио, печати, государственных каналов. И это полномочия Никифорова «под ключ». Министерство культуры отвечает только за производство кино, театральных постановок, работу библиотек организацию выставок».

Выслушав министра, Валентина Матвиенко посчитала, что надо вопросы культуры уже как-то централизировать: «А то у нас сейчас получается «дитя без глазу» — одним заведует Минкультуры, другим — Минкомсвязи, третьим — Минобразования, а в итоге возникают вопросы, ответы на которые никто из них дать не может».

Очереди в музеи — признак современной России

«Многотысячные очереди в музеи стали уже мемом в Интернете. Очереди на Айвазовского, Серова, Верещагина — вот что отличает культурную жизнь нашей страны. Вообще у нас в музеи людей ходит больше, чем на футбол. Может быть потому, что наши музеи предлагают услуги мирового уровня?» — обратился с риторическим вопросом к сенаторам Мединский.

И доходы музеев за последние пять лет выросли баснословно — на 151 процент. «Есть ещё отрасль экономики, которая бы дала такой процент роста?» — снова задал вопрос министр.

Не менее часто люди стали ходить на концерты классической музыки, а такого количества абонементов в филармонии, как в России, не продаётся ни в одной стране. Слушатели занимают очереди с ночи. Не отстают и театры, чьи доходы в 2017 году выросли а 118 процента.

На фоне культурного бума власть пока не понимает, когда и в каком количестве нужно принимать законы о нормативные акты в сфере культуры. Единственное, в чём Мединский уже уверен — необходимо закрепить законодательно минимальный процент расходов федерального бюджета на культуру.

При этом министр заметил, что жаловаться на то, что в последние годы правительство не уделяет достаточного внимания финансированию дополнительных федеральных проектов, не приходится: «Я уже перечислил: «Театры — детям», гастроли, дома культуры, муниципальные театры — все эти проекты реализуются благодаря дополнительным средствам».

На заседании Совета по культуре и искусству при президенте 21 декабря прошлого года Владимир Путин призвал к серьёзному обновлению государственной политики в области культуры и предложил деятелям культуры активнее участвовать в работе над новым законом о культуре. По словам главы государства, ранее обсуждался вопрос о пересмотре отношения к культуре лишь как к отрасли, оказывающей определённого вида услуги, а теперь «необходимо перенести этот принцип в законодательство, в управленческие подходы».

Владимир Мединский в Совете Федерации. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

И Минкульт здесь решил сделать ставку на детские театры в регионах — Мединский предложил продлить программу реконструкции и строительства детских театров ещё на пять-шесть лет. «Не рекомендовал бы губернаторам делать показушные проекты, не приведя в первую очередь театры для детей. Надо сделать так, чтобы в театрах обязательно шли спектакли по произведениям русских классиков, и каждый ребёнок минимум три раза в год с классом мог побывать в театре».

Сенаторы во главе с вице-спикерами палаты Андреем Турчаком и Галиной Кареловой поблагодарили Мединского за все проекты, реализацию которых контролирует министерство. А Валентина Матвиенко заявила, что министр продемонстрировал полное владение ситуацией в культурном пространстве страны, и пообещала, что палата регионов всегда будет оказывать Министерству культуры всю необходимую поддержку.

Что думают россияне о качестве российских фильмов (ВЦИОМ, январь 2018 года)

Стало лучше по сравнению с предыдущими годами

61%
За последние пару лет не изменилось 25%
Воздержалось от ответа 10%
Качество ухудшилось 4%

 

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 2704

21.03.2018

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...