Коронавирус из Китая: что надо знать

вчераВспышка коронавируса имеет потенциал пандемии, заявили в ВОЗ

вчераПравкомиссия в Литве предложила объявить экстремальную ситуацию в связи с коронавирусом

вчераВОЗ подтвердила данные о замедлении распространения коронавируса

РАН попыталась подыскать российскому лесу хозяина

Разработанную учёными концепцию нового Лесного кодекса в Совете Федерации подвергли критическому анализу и нашли в ней как позитивные, так и сомнительные моменты

РАН попыталась подыскать российскому лесу хозяина

Фото: pixabay.com

Полномочия по управлению и пользованию лесным хозяйством страны следует передать регионам, оставив за федеральным центром вопросы охраны лесов. Это, в частности, предусматривает предлагаемая российскими учеными концепция нового Лесного кодекса, презентация которого прошла в Совете Федерации 11 февраля. Законодатели и эксперты неоднозначно оценили документ, над которым в Российской академии наук работали несколько лет.

Нужен новый кодекс

Год назад председатель палаты регионов Валентина Матвиенко на встрече с тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым в Совете Федерации заявила о том, что хозяина в российском лесу не стало, из-за чего лесное хозяйство превратилось в проблемное. «Уменьшилось количество лесников, мы потеряли финансирование, потом все это передали регионам, не обеспечивая их деньгами… там появились коррупционные схемы», — коротко обрисовала крайнюю степень запущенности лесной отрасли спикер. При этом она предложила приостановить вывоз леса за границу, «пока не разберемся и не примем жёстких государственных мер».

Глава кабмина, напомним, отреагировал на призыв оперативно, поручив Минприроды разработать проект нового Лесного кодекса, который бы учитывал все нюансы и решительно был бы избавлен от всех болячек, присущих текущей версии главного лесного закона. Такой документ ещё не появился, но как пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, создание нового Лесного кодекса имеет смысл только тогда, когда речь идёт «о разработке принципиально новой модели функционирования, включая вопросы собственности и взаимодействия бизнеса и государства в этой сфере».

Действующая редакция Лесного кодекса, по словам сенатора Татьяны Гигель, похвастаться таким функционалом не может. С момента принятия в 2007 году документ претерпел множество изменений, превратившись, по сути, в лоскутное одеяло. С учётом предложений РАН это будет уже его 46-я правка. Пока что исключительно в теоретическом плане.

Сами учёные на презентации признали, что их предложения пока можно назвать альтернативным видением развития лесной отрасли, хотя и в практической плоскости многое из сказанного, по мнению экспертов, может быть в будущем применено. По словам члена-корреспондента РАН Натальи Лукиной, к моменту презентации важного документа учёные шли четыре долгих года, пройдя горнило многочисленных дебатов, консультаций и согласований. 

Николай Николаев. Фото: пресс-служба Государственной Думы

«Концепция устанавливает обязательства государства и общества по отношению к лесам, а также вводит экологические ограничения хозяйственной деятельности на лесных землях, обеспечивающие сохранение благоприятных условий для жизнедеятельности человека и функционирования природных экосистем», — отметила Лукина в ходе заседания экспертно-консультативного совета по лесному комплексу в Совфеде 11 февраля.

Предложенный учеными вариант предусматривает сокращение императивного правового регулирования лесного хозяйства в пользу рекомендательных норм, «базирующихся на достижениях науки и мировой практики управления лесами».

Что предлагают ученые

Большое внимание в концепции отводится международному опыту, и в частности рекомендациям ООН по переходу стран к биоэкономике замкнутого цикла, основой которой является биоразнообразие. Однако все это биоразнообразие в настоящее время самой природой поставлено под серьёзное сомнение — больше половины лесов в России находятся в зоне вечной мерзлоты, которая в последнее время интенсивно тает. И когда здесь горит хвоя, таяние вечной мерзлоты ускоряется, появляются так называемые метановые бомбы, усиливающие парниковый эффект.

С пожарами тоже не все однозначно. Их масштабы, по данным разных ведомств, не стыкуются. Из космоса, к примеру, объятые пламенем деревья видятся в значительно большем объёме, чем из кабинетов Росстата.

И что можно предпринять в ситуации, когда статистика, мягко говоря, не внушает доверия, а проблем с каждым годом всё больше и больше? Соавтор концепции, ведущий научный сотрудник РАН Юрий Гагарин считает, что избавиться хотя бы от части болевых точек поможет федерализация. Нет, не передача полномочий по лесоустройству на федеральный уровень, на чем настаивают в Минприроды, а напротив, речь идёт о делегировании части функций регионам.

Татьяна Гигель. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Согласно концепции, федеральному центру отводится роль распорядителя особо охраняемых лесов и тех угодий, что относятся к разряду дикой природы. К федеральным полномочиям также предлагается отнести и меры лесоохраны. А вот эксплуатация лесов и их нормативное регулирование целесообразно оставить за регионами, считают учёные.

Излишняя зарегулированность темы на федеральном уровне, по мнению разработчиков, мало способствует эффективному развитию всего комплекса. Юрий Гагарин привёл пример с установленными федеральным законом размерами хвойного посадочного материала, который уместно было бы перевести на уровень ГОСТа. Таким образом, стандарт стал бы обязательным к применению только после упоминания его в документации. 

Концепция предлагает разделить лесной комплекс на зоны интенсивного и экстенсивного лесопользования. С учётом земель, не вовлечённых в сельхозоборот, но заросших лесами, речь идёт, примерно, о 350 млн гектарах. Первая предполагает привлечение частных капиталов для лесовосстановления, вторая подразумевает естественный, а потому более длительный, растянутый на десятилетия восстановительный процесс.

Кроме того, документ предусматривает введение механизма единой государственной собственности на леса и разные формы управления угодьями. К государственной форме управления относятся бывшие лесхозы, которым предлагается предоставить бессрочное право лесопользования, частное лесопользование возможно лишь при получении лицензии на долгосрочное пользование. От договоров аренды учёные предлагают отказаться, так как они накладывают обязательства по воспроизводству лесов, что, как показывает практика, не продуктивно. 

Есть вопросы

Представленная учёными альтернативная точка зрения на развитие лесного комплекса, по мнению депутата Заксобрания Пермского края Татьяны Миролюбовой, в целом, безусловно, позитивна, но вот с экономикой пока здесь не всё ладно. Если следовать выкладкам учёных, то казна Пермского края, от нововведения, скорее всего, недосчитается средств за счёт снижения доходов от заготовки древесины.

Также не совсем понятно законодателю, откуда будут черпать прибыль предприятия, которые завтра займутся высаживанием хвойных пород, ведь деревья достигнут, так сказать, эксплуатационной зрелости лишь через десятки лет.

Директор Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства Александр Мартынюк, признавая бесспорную правильность определения отрасли как рентабельной, высказал некоторые опасения по части реализации отдельных положений концепции. Да, в Германии при их скудных 11 млн гектарах лесного хозяйства отрасль даёт в бюджет ежегодно 6 млрд евро в отличие от наших 32 млрд рублей, но там действует иная система регулирования, поэтому перенимать иностранные механизмы нужно осторожно.

К тому же, по его словам, в концепции не определён механизм разграничения собственности между федеральным центром и регионами. И если такой вопрос будет поднят, то его следует вынести на широкое общественное обсуждение. Также, отметил эксперт, в концепции невнятно определены функции лесничеств, которые сегодня играют большую роль в развитии лесного хозяйства.

Кроме того, концепция делает сильный крен в сторону децентрализации лесопользования, а анализ отрасли показывает, что такой подход не приводит к полезным последствиям а лишь к дисгармонии. «Если регион ведёт хозяйство и сам себя контролирует, какие последствия могут быть?» — задается вопросом федеральный эксперт.

Единственно правильный ответ на этот вопрос — централизация. Николай Николаев уверен, что передача на федеральный уровень полномочий по лесоустройству, включающих вопросы противодействия незаконным рубкам, подсчёта ущерба, ценообразования и планирования, крайне необходимо для того, чтобы сделать отрасль прозрачной.

«В рамках Национального лесного форума мы не раз заявляли и направляли в Правительство результирующие документы, в которых настаивали на этом. Насколько я понимаю, коллеги из Рослесхоза и Минприроды абсолютно согласны с нами и теперь речь идёт о том, чтобы закрепить соответствующую норму в законе», — подчеркнул председатель комитета.

Николаев добавил, что такой законопроект уже разработан и вскоре будет внесён в Госдуму.

Просмотров 2391

12.02.2020 11:43




Загрузка...

Популярно в соцсетях