Пенсионный возраст

НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ

Работу Booking нужно не ограничивать, а регулировать

Сегодня интернет-агрегаторы в сфере туризма фактически не подпадают под действие российских законов

Работу Booking нужно не ограничивать, а регулировать

Игорь Фомин. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Накануне стало известно, что Минкультуры обратилось в Ростуризм с предложением рассмотреть возможность запретить работу в России booking.com — самого популярного в стране интернет-ресурса по поиску и бронированию гостиниц. Свою позицию авторы инициативы аргументировали необходимостью введения контрсанкций. Вскоре и министерство, и агентство открестились от идеи, однако уже сам факт её появления вызывает вопросы. Стоит ли россиянам ждать блокировки сайта booking.com и каковы перспективы импортозамещения в сфере туристических интернет-агрегаторов, «Парламентской газете» рассказал член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин.

- Игорь Вадимович, Минкультуры уже опровергло намерения ограничить работу Booking. А как вы считаете, возможно ли в принципе закрыть доступ к данному ресурсу?

- Речи о каком-то запрете не идёт — это потребовало бы серьёзных изменений в законодательстве. На сегодняшний день никто не может ограничить в работе действующий интернет-агрегатор. Хотя бы потому, что, по существующим законам, они не обязаны даже регистрироваться. Что же касается новости о возможном ограничении Booking, то в данный момент СМИ скорее нагнетают ситуацию. На самом деле речь шла о том, что на основании обращения участника рынка (причём даже одного, не ассоциации) Министерство культуры должно отработать запрос и дать на него содержательный ответ. Это чисто техническая работа федерального органа исполнительной власти по работе с обращениями граждан и организаций.

- Вы сказали, что на сегодняшний день агрегаторы фактически не подпадают под действие российских законов. Нужно ли исправить эту ситуацию?

- Тут есть два больших блока вопросов. Первый связан с необходимостью «выравнивая» условий налогообложения. Речь не только о Booking, у нас же достаточно много международных интернет-агрегаторов работает в Российской Федерации. Выравнивание налогообложения необходимо для того, чтобы создавать одинаковые конкурентные условия для российского и иностранного бизнеса.

Второй вопрос, который периодически поднимается по этой тематике, — это вопрос о том, чтобы не позволить отдельным интернет-агрегаторам занимать доминирующее положение на рынке. Потому что если возникает элемент превосходства, следом появляется давление на рынок, которое может быть выражено в увеличении комиссий и тому подобных неприятных моментах.

На сегодняшний день никто не может ограничить в работе действующий интернет-агрегатор. Хотя бы потому, что, по существующим законам, они не обязаны даже регистрироваться.

Вспомните ситуацию на рынке ретейлеров: 10 лет назад мы все радовались федеральным торговым сетям, которые делали более интересные предложения для потребителя. Однако впоследствии возникли проблемы с их поставщиками, которым сети ставят неподъёмные условия для сотрудничества. Они заняли 70 процентов рынка, и теперь по многим направлениям просто диктуют условия тем же сельхозпроизводителям. Аналогичные тенденции наблюдаются и в отношении всех крупных интернет-агрегаторов, особенно в перспективе. Соответственно, возможно, потребуется регулирование этого рынка.

- О какого рода регулировании может идти речь?

- Любые компании можно при желании регулировать. Мы же регулируем иностранные компании на других направлениях! А подходы могут быть разными. Если говорить о среднесрочной перспективе в пределах трёх-пяти лет, то, безусловно, придётся плотно работать с Интернетом, в том числе в сфере туристических услуг. Потому что у нас наблюдается массовый переход бизнеса в цифровую сферу. Можно начать с того, чтобы составить реестр таких организаций — для их учёта и контроля. Почему, например, Роспотребнадзор предлагает создать реестр интернет-магазинов? Для того чтобы хотя бы понять, какие юридические лица за ними стоят. И то, что они предлагают делать по онлайн-магазинам, надо сделать и в туристской сфере.

Второй момент — нужно рассмотреть в законодательном плане требование создания такими компаниями представительств в Российской Федерации. Ведь если нарушены права туриста, то ему куда следует обращаться? Booking.com — он вообще где находится? Попробуйте в суд на него подайте. Вот в чём смысл.

- А если смотреть с позиции импортозамещения, то могут ли российские аналоги заменить этот сервис?

- Cила больших интеграторов в очень большом количестве предложений и в том, что они рано пришли на этот рынок. У них очень серьёзный охват, и любой игрок, который выйдет на рынок сейчас, будет, конечно, иметь проблемы с точки зрения конкуренции. Если говорить про какие-то сервисы, которые связаны с внутренним туризмом, то, во-первых, они уже возникают, а во-вторых, они создают прямую конкуренцию тому же Booking.Но здесь надо понимать, что для серьёзной и успешной конкуренции им потребуется международный охват. Моё мнение заключается в том, что если не проводить какую-то грамотную государственную политику по поддержке вот этих интернет-сервисов, то им будет очень тяжело развиваться, поскольку рынок уже устоялся.

Государство в первую очередь должно сосредоточиться на поддержке каких-то уникальных идей и интересных отечественных стартапов

- А какие конкретно протекционистские меры могло бы принять государство?

- Это серьёзнейший вопрос. Для его отработки потребуется очень серьёзная работа экспертов из разных направлений. Сегодня очень много бизнесов уходят в Интернет — это тренд, который не остановишь. Прогресс не останавливается ни на минуту, и на рынке появляются всё новые интересные с точки зрения потребителя сервисы, в том числе и российские. И поэтому государство в первую очередь должно сосредоточиться на поддержке каких-то уникальных идей и интересных отечественных стартапов.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Фидель Агумава

Ещё материалы: Игорь Фомин

Просмотров 935

23.05.2018

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...