Работу BlaBlaCar законодательно отрегулируют

Министерство транспорта разработало требования к работе сервисов совместных поездок

Работу BlaBlaCar законодательно отрегулируют

Фото: pixabay.com

Для работающих в России сервисов совместных поездок на автомобилях могут ввести правила, за нарушение которых агрегаторам и перевозчикам грозит блокировка. По мнению парламентариев и экспертов, в случае принятия документа снизится доля коммерческих перевозок в этой сфере и повысится безопасность водителей и пассажиров.

Новичкам здесь не место

Как стало известно СМИ, Минтранс разработал проект нового федерального закона и поправки к уже действующим нормам, регулирующие работу карпулинговых (иногда их ещё называют райдшеринговыми) сервисов — агрегаторов, которые позволяют водителю найти попутчика и разделить с ним затраты на поездку. Например, это французский BlaBlaCar, крупнейший игрок на российском рынке, «Бипкар», «Яндекс.Попутка» и другие. 

Предложения министерства, в частности, устанавливают требования к водителям-организаторам поездки. Согласно документу, у шофёра должны быть права категории В, его стаж за рулём не может быть менее двух лет. При соблюдении этих условий он сможет взять к себе в транспорт не более пяти пассажиров и совершить не более двух поездок, организованных им через агрегатор, в течение суток.

«Речь идёт об элементарных требованиях. Потому что человека, который получил водительские права два месяца назад, нельзя допускать даже к таким «дружеским» перевозкам, — согласен с Минтрансом первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — В ряде стран, например, для водителей со стажем менее двух лет, у которых ещё нет рефлекторных навыков вождения, запрещена ночная езда, перевозка более двух пассажиров, введены ограничения скорости. То есть начинающие водители должны быть исключены из сферы даже таких некоммерческих перевозок, и это абсолютно нормально».

Коммерсанты под видом частников

Законопроект Минтранса, кроме прочего, разрешает проводить расчёты с карпулинговыми агрегаторами и перевозчиками только в безналичной форме через онлайн-сервис. Предельный размер платы должно определить Правительство с учётом стоимости топлива, смазочных материалов и проезда по платным автодорогам. Если же выяснится, что перевозчик совершал коммерческие рейсы, его аккаунт заблокируют. Всё это позволит бороться с ушлыми коммерсантами, которые нередко маскируются под частных автовладельцев.

«Несомненно, что в данном виде перевозок есть коммерческая составляющая. Как минимум идёт оплата за якобы потраченное топливо. Но тем не менее под видом такой бескорыстной услуги может скрываться и бизнес-перевозка, это вполне возможно. То есть, по сути, это один из видов таксомоторных перевозок, который может мимикрировать под безобидный сервис по поиску попутчиков. Поэтому всё это требует, безусловно, наблюдения и элементарного контроля с точки зрения безопасности», — считает Вячеслав Лысаков.

Координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов также констатировал, что под карпулинг активно подстраиваются нелегальные автобусные перевозчики. «Очень часто бывает такое, что человек договаривается о поездке в хорошем автомобиле, приезжает в оговорённое место с сумками, а его ждёт ржавый пазик», да ещё и по цене в два раза дороже заявленной. А человеку-то ехать надо! В итоге люди очень недовольны такими сюрпризами», — рассказал «Парламентской газете» эксперт.

Свыше 20 миллионов россиян пользуется сервисом BlaBlaCar (по его собственным оценкам).
Шкуматов отметил, что сервисы карпулинга по мере сил борются с этим явлением, однако без помощи государства они с этим злом справиться не сумеют. «По идее, за этой сферой должен следить Ространснадзор. Но сил Ространснадзора не хватает даже на грузовики, куда ему ещё миллион автомобилей отследить? Возможно, надо передать контроль за этим делом ГИБДД. Но над этим надо хорошо подумать всем вместе — в первую очередь самим курпулинговым сервисам, затем Госавтоинспекции и муниципальным властям», — полагает координатор «Общества cиних ведёрок».

Обязательная аккредитация

Отметим, что ранее у транспортных компаний уже возникали претензии к BlaBlaCar. Например, руководство астраханской «ТрансЛайн» на днях подала иск на французскую компанию в Московский арбитражный суд, указав, что сервис допускает работу нелегальных перевозчиков. В качестве третьих лиц по иску проходит ещё ряд компаний и индивидуальных предпринимателей, а также Ассоциация региональных пассажирских перевозчиков. 

А ещё в августе 2018 года с предложением отрегулировать карпулинговые сервисы выступило правительство Москвы. Авторы инициативы предлагали штрафовать водителей, предоставляющих услуги карпулинга, за приём оплаты от клиентов наличными деньгами. Что касается самих агрегаторов, то авторы законопроекта предложили ввести обязательную аккредитацию для владельцев подобных интернет-платформ, установить предельный размер платы за поездку и перевести все операции на безналичный расчёт. За нарушение этих требований водителей хотели наказывать штрафами до пяти тысяч рублей, а владельцев агрегаторов — до 200 тысяч рублей.

Заслон преступности

В декабре прошлого года москвичка Ирина Ахматова выехала на автомобиле в Тулу, взяв попутчика с помощью популярного карпулингового сервиса. В дороге женщина пропала, её муж обратился в полицию. Правоохранители нашли сначала машину Ахматовой без регистрационных номеров, а потом и её убийцу-попутчика. Житель Серпухова сознался в убийстве и объяснил свой поступок целью грабежа.

«Безусловно, такая форма взаимоотношений таит в себе реальные риски. Потому что процесс поиска попутчиков и водителя происходит в онлайн-режиме, а в Интернете человек может разместить о себе любую информацию, в том числе ложную. Поэтому, конечно, криминалитет будет осваивать эту сферу отношений, и он уже её активно осваивает, в том числе и организованная преступность, — сетует Вячеслав Лысаков. — Поэтому в целях обеспечения безопасности необходимо пристальное внимание к этой сфере отношений правоохранительных органов и государства в целом».

По словам парламентария, помимо правил для агрегаторов и водителей сервисов карпулинга, необходимо жёстко поставить вопрос о том, кто будет контролировать данную сферу. «Кроме правил, возникнет проблема правоприменения: какие органы будут это контролировать, кто будет реализовывать гипотетически принятый закон. Таких вопросов будет немало, и после того как текст документа поступит в Госдуму, нам с профильным Комитетом по транспорту и строительству придётся вплотную ими заняться», — сказал Лысаков.

Депутат отметил, что пока рано обсуждать конкретные положения законопроекта, поскольку перед внесением в Думу ему предстоит пройти цикл обсуждений с заинтересованными ведомствами. И поделился прогнозом, что принятия документа не стоит ожидать слишком скоро. «Даже если этот законопроект будет внесён в ближайшие месяцы, в этом году руки у депутатов до него точно не дойдут. Скоро начнутся думские каникулы, в сентябре мы приступим к работе. И даже если в сентябре-октябре только внесут, то это всё уходит на следующий год», — резюмировал Лысаков.

Автор: Фидель Агумава

Ещё материалы: Вячеслав Лысаков

Просмотров 3178

01.07.2019 15:12