Программы для подготовки водителей должны быть разными

Правительство решило разграничить автомобилистов на любителей и профессионалов

23.11.2017 18:08

Автор: Фидель Агумава

Программы для подготовки водителей должны быть разными

Вячеслав Лысаков. Фото: ПГ / Юрий Инякин 

В ближайшем будущем российских автомобилистов разделят на любителей и профессионалов. Проект соответствующих поправок в Закон «О безопасности дорожного движения» Минтранс опубликовал на правительственном портале правовой информации. Согласно документу, таксисты, дальнобойщики и другие граждане, управляющие автомобилями по найму, будут обучаться по новым программам и получать отметку в правах, подтверждающую их профессиональную компетентность. Для остальных процесс обучения упростится. Актуальность этого законопроекта прокомментировал «Парламентской газете» первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

- Вячеслав Иванович, для чего понадобилось разделить автомобилистов на любителей и профессионалов?

- Дело в том, что ныне существующая подготовка водителей носит усреднённый характер и одинакова как для профессионального перевозчика, так и для обычного автовладельца. В итоге первые получают недостаточно для их последующей деятельности знаний, а вторые вынуждены, например, углубляться в совершенно им ненужную теорию. При этом, как мы знаем, люди, имеющие удостоверение любой водительской категории, могут работать по найму профессиональными перевозчиками. Конечно, водителей следует разграничить и в соответствии с этим не только дифференцировать программу их подготовки, но и ввести для профессионалов переподготовку для повышения квалификации.

Что касается уровня подготовки, то, на мой взгляд, все существующие на сегодняшний день программы обучения включают много ненужной «технической» теории.

Причём переподготовка должна быть как практическая, так и теоретическая. Потому что законодательство также меняется — это живой организм. В частности, меняется административное законодательство, которое касается перевозчиков, меняются и Правила дорожного движения, и эти изменения необходимо чётко отслеживать.

- Не снизится ли в результате принятия такого закона качество подготовки автолюбителей? Что следует скорректировать в их программу обучения?

- Слово «автолюбитель» я не очень люблю — это термин советского прошлого. У нас есть автомобилисты и автовладельцы. Потому что на дороге все одинаково ответственны и равны перед законом — как профессиональные перевозчики, так и обычные водители.

Что касается уровня подготовки, то, на мой взгляд, все существующие на сегодняшний день программы обучения включают много ненужной «технической» теории. Особенно если учесть то, что современные автомобили напичканы электроникой и проходят техническое обслуживание в специализированных центрах, где с помощью компьютерной диагностики выявляются все возможные отклонения в работе тех или иных систем. То есть сейчас упор на техническую «подкованность» водителей представляется излишним.

А вот что крайне необходимо сделать, так это повысить количество часов практической езды. Кроме этого нужна серьёзная психологическая подготовка, потому что управление транспортным средством, особенно в крупных городах, сопряжено с достаточно большим стрессом для водителей. Плотный транспортный поток, хаотичное и иногда беспорядочное перестроение, сокращение дистанции между автомобилями — всё это вводит многих начинающих водителей в ступор. Поэтому в ходе подготовки необходима достаточная практика не только на площадке, но и в городе, чтобы выработать у водителей определённую стрессоустойчивость.

- Что, помимо дифференцированного обучения в автошколах и системы постоянной переподготовки профессиональных водителей, нужно ещё предусмотреть в этой сфере?

- Во-первых, необходимо лицензировать грузовые и пассажирские перевозки. Потому что в своё время такое лицензирование было частично отменено Минэкономразвития в целях борьбы с бюрократическими препонами на пути малого и среднего бизнеса. Но, к сожалению, такой подход обернулся проблемами: снизилось качество услуг. Поэтому сейчас настоятельно стоит вопрос о полном охвате грузовых и пассажирских перевозок лицензированием, то есть введением определённых критериев и профессиональных стандартов. И естественно, одна из граней этого — профессиональная подготовка водителей для работы в качестве перевозчика грузов или пассажиров.

А вот что крайне необходимо сделать, так это повысить количество часов практической езды. Кроме этого нужна серьёзная психологическая подготовка, потому что управление транспортным средством, особенно в крупных городах, сопряжено с достаточно большим стрессом для водителей.

Ещё крайне актуальная и важная тема — вопрос профессионального отбора водителей с помощью психофизиологических тестов. Прежде чем дать «зелёный свет» на обучение водителя в любом качестве — обычного автовладельца либо водителя-профессионала — необходимо выявить, есть ли у него склонность к пограничным с точки зрения медицины состояниям. Речь не о конкретных заболеваниях, при наличии которых запрещено управлять автотранспортом. Речь о состоянии психики, особенностях нервной системы, которые не позволяют человеку адекватно вести себя за рулём и столь же адекватно реагировать на требования Правил дорожного движения и других нормативных актов. 

Мы же сейчас выдаём права всем, кто имеет медицинскую справку о том, что он не состоит на учёте в психиатрическом и наркологическом диспансерах. Но ту категорию легковозбудимых, настроенных на агрессию людей, о которой я говорю, можно выявить только с помощью специального психофизиологического тестирования. А их, по данным экспертов, не менее пять-семь процентов среди тех, кто находится за рулём. Такие люди всегда будут провоцировать других автомобилистов на нарушения и будут сами нарушать ПДД. Их надо просто отсеивать, прежде чем допускать к обучению вождения транспорта.

- Вы намереваетесь предложить соответствующие поправки в законодательство?

- Это всё можно сделать подзаконными актами на уровне того же Минтранса. Я готов направить в адрес Правительства письмо с просьбой учесть соответствующие методики, которые уже давно разрабатываются Московским автодорожным институтом, для включения их в план реализации необходимых мер при медицинском отборе претендентов на обучение вождению и получение водительского удостоверения.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4943