Все о пенсиях в России

вчераПутин: С 1 января страховые пенсии по старости проиндексируют на 7,6%

вчераПутин: Социальные пенсии вырастут с 1 апреля

вчераСтавки НДФЛ для пенсионеров и предпенсионеров предложили снизить

При задержке рейса на полчаса пассажир сможет сдать билет и вернуть деньги

Ожидающих взлет теперь точно накормят и дадут воды

00:00  Автор: Любовь Маврина

При задержке рейса на полчаса пассажир сможет сдать билет и вернуть деньги
  © Игорь Самохвалов/«Парламентская газета»

Пассажиров накормят и напоят строго в определенные промежутки времени, обратный билет не сгорит при опоздании на рейс «туда», а деньги за билет вернут, если самолет опаздывает и смысла лететь уже нет. Эти и другие нормы станут обязательными для авиаперевозчиков по новым Федеральным авиационным правилам, которые утвердил Минтранс своим приказом в конце ноября. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года. «Парламентская газета» узнала, как новые правила отразятся на пассажирах.

Шанс не сгореть

Минтранс обновил Федеральные авиационные правила, соответствующий приказ ведомства размещен на официальном портале правовой информации. «Новые правила значительно расширяют права пассажиров и делают условия воздушных перевозок более прозрачными и справедливыми», — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин.

Пассажиров опаздывающих поездов хотят бесплатно кормить и заселять в отели

Одно из самых значительных изменений — это возможность сохранить второй и следующие билеты по маршруту при опоздании на первый рейс.

«Допустим, пассажир летит в Сочи и опоздал. У него билет "туда-обратно", он опоздал на первый рейс, а у него сгорают оба сегмента, сразу вся перевозка. Новые правила таковы, что автоматически сгорают билеты, только если пассажир не подтвердит, что готов лететь дальше. Но если он позвонит в авиакомпанию и скажет, что опоздал, но намерен выполнять следующую часть маршрута, то этот сегмент не аннулируется. То есть пропадает не весь билет, а только тот сегмент, на который пассажир опоздал», — пояснил «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Эта новация упраздняет пограничную практику «ноу-шоу» авиакомпании, которая была направлена на максимальное заполнение салона самолета. «Было много споров о том, насколько оправданно лишать человека второго билета. Да, понятно, что пассажир сам виноват, что он опоздал, но он на один рейс опоздал, не на все», — указал эксперт.

Хотя эта практика и распространена в мире, копировать ее вовсе не обязательно. «Подобная практика оказывает очень незначительное влияние на доходы авиакомпании, вместе с тем служит нервным фактором, генерируется напряженность в отношениях авиакомпании и пассажиров. Поэтому правильно, что ее отменили», — поддержал изменения Федор Борисов.

Задержка или отмена рейса: что положено пассажиру

В пользу пассажира

Также обновления коснулись временных рамок, в которые авиакомпании обязаны предоставить воду и еду пассажирам в случае задержки рейсов. Авиакомпании по-прежнему обязаны предоставить воду через два часа после задержки рейса и еду через четыре часа. «Сейчас компания может сказать: ну хорошо, четыре часа вы сидите, ну хорошо, сейчас мы вас покормим. И это «сейчас» может растягиваться на очень долго", — отметил Федор Борисов.

Новые правила устанавливают четкие границы, что в случае опоздания на два часа в течение часа все должны быть обеспечены водой, в случае опоздания на четыре часа в течение двух часов всех должны покормить.

И наконец, с марта следующего года пассажир сможет отказаться от полета и вернуть деньги за билет при минимальной задержке рейса в 30 минут. Сейчас можно потребовать возврата денег или перебронировку только при длительной задержке, без четко обозначенного порога, напомнил Олег Гарин. По новым правилам при задержке от получаса пассажир вправе либо отказаться от полета и получить полный возврат стоимости билета, либо выбрать альтернативный рейс.

По словам парламентария, в Евросоюзе возврат денег гарантирован только при задержке более чем на пять часов. При задержке от двух часов на коротких рейсах и от трех-четырех часов на средних и дальних положена лишь частичная компенсация. «Кто-то скажет, что авиакомпании будут, наверное, недовольны, что полчаса очень мало. А для пассажиров, эта норма вполне комфортная — полчаса опоздания уже может повлиять, успеет ли он на следующий рейс при стыковке», — пояснил Федор Борисов. Вместе эти изменения повысят комфорт авиапассажиров.

Авиакомпаниям поручили сделать бесплатными звонки на горячие линии

«У пассажира есть выбор: отказаться от полета и получить обратно деньги или ожидать рейса в улучшенных условиях. Повышается юридическая защищенность — теперь правила четко регламентируют сроки и действия авиакомпаний, что снизит количество спорных ситуаций и упростит доказательство нарушений. Плюс у авиакомпаний появляется дополнительный стимул четко выполнять свои обязательства перед пассажирами», — считает Олег Гарин.

Депутат уверен, что новые правила повысят качество и предсказуемость воздушных перевозок в России.