Мой друг-одноклассник писал слово «девиз» через «и» в первом слоге. Видимо, он полагал, что это слово происходит от другого слова — «дивизия». Помнится, прочитав его среди пожеланий в фотоальбоме выпускников, мы дружно смеялись: «Быть тебе, товарищ, командиром дивизии».
Военным друг не стал, но как писал «дивиз», так и пишет до сих пор, что я выяснил из переписки по скайпу. В одном предложении по-прежнему делает две-три ошибки. Вроде бы в советское время на грамотность никто не жаловался. Требования к правописанию были строгими, за пять ошибок в диктанте ставили двойку. За неаккуратность в письме, неразборчивость почерка тоже можно было схлопотать «неуд». Существовал даже отдельный предмет — чистописание. И учебник был один — Бархударова и Крючкова, а не десять-пятнадцать, как нынче…
Как говорится, так и пишется
За последние годы безграмотностью страдает все большее число молодых людей. Мы такие, потому что нас так учат, потому что не хотим учиться, потому что не стыдимся своих орфографических и стилистических ошибок. Придумываем отговорки: мол, имеем право на некий интернетовский сленг с четко установленными, «узаконенными» ошибками. Как написала одна чересчур «грамотная» особа: «Лучше быть стервай, чем наивной дурай». На что получила ответ от участницы дискуссии: «Да какая же ты стерва, ты просто — дура!»
Не стыдно, не зазорно сегодня писать с ошибками. Один житель Екатеринбурга, участник акции «Тотальный диктант», которая получает все большее распространение в стране, сделал 273 ошибки в тексте, который состоял из 282 слов. Проверяющие сначала подумали, что такой запредельный уровень безграмотности показал иностранец. Оказалось, наш человек, родной, посконный. Из почти двух тысяч участников мероприятия в столице Урала лишь двадцать один человек написал на «отлично». В Норильске в этом году было сдано 154 работы, и только в двух был поставлен наивысший балл. Большинство — с двоечки на троечку. Дети с каждым годом становятся все более безграмотными, признают учителя.
Великий, но не могучий?
Оптимистов, утверждающих, что с изучением русского языка в школе все в порядке, спешу отослать к Президенту России Владимиру Путину. На недавнем совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку он заявил, что проблема грамотности россиян становится одной из самых актуальных. Поэтому необходимы действенные меры по повышению общего уровня языковой культуры. «Сбережение русского языка, обучение русскому языку, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Русский язык портится, беднеет, хиреет», — отметила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству, которое в конце минувшего года прошло под председательством Президента РФ.
При чтении документов, вышедших из-под пера чиновников, постановлений, распоряжений и законопроектов сразу же бросается в глаза вопиющая орфографическая и стилистическая безграмотность. Лидер парламентской фракции ЛДПР Владимир Жириновский был вынужден устроить нагоняй своим однопартийцам — «грамотеям», внесшим в Госдуму законопроект на тему владения мигрантами русским языком. В пояснительной записке, содержащей 244 слова, авторы допустили около двадцати синтаксических, стилистических и пунктуационных ошибок.
Конечно, слухи о «кончине» русского языка по причине возрастающей безграмотности российского населения явно преждевременны. Как бы стремительно ни шествовала по просторам Интернета, по школьным сочинениям и изложениям «корова через «а», наш родной язык остается все тем же великим и могучим. Свидетельством его выживаемости может послужить положение русского языка за рубежом. Языковой ареал в последние годы только расширяется. По данным службы статистики Финляндии, в прошлом году русский был обязательным предметом более чем у тысячи учеников младших классов. Добровольно выбрали его почти две с половиной тысячи школьников в младших классах и около тысячи — в старших.
В Прибалтике, несмотря на попытки местных властей «оптимизировать» число школ с преподаванием на русском языке, он по-прежнему остается одним из доминирующих среди изучаемых языков. Так, все большее количество учащихся литовских школ выбирают его в качестве второго иностранного. Растет популярность олимпиад по русскому языку, ежегодно проводимых в разных городах Литвы.
Учителям тут не место
Так что русский язык за пределами нашей страны в состоянии защитить себя сам. Но если на его родине безграмотность начнет зашкаливать, что и происходит в настоящее время, то это негативно повлияет и на языковую среду соотечественников, проживающих за границей. Это послереволюционные эмигранты долгое время были носителями правильного русского языка, не использовавшими советский новояз. Теперь же — совершенно иная ситуация. Не случайно российские власти озаботились судьбой родной речи. В прошлом году был образован Совет при Президенте РФ по русскому языку, который возглавил советник президента по культуре Владимир Толстой.
Но вот что примечательно. В этот Совет входят более сорока человек, представляющих ученых, писателей, чиновников, библиотекарей. Немало и журналистов — насчитал восемь работников СМИ. Разумеется, почти все они — директора, ректоры, деканы, главные редакторы. Есть даже один священник. Но ни одного учителя русского языка средней школы! Еще при образовании Совета многие указывали на эту особенность «кадрового состава», однако его руководители успокаивали общественность, в том числе и педагогическую: мол, учителя будут приглашены к работе на уровне экспертов. Владимир Толстой, отвечая тогда на вопрос обозревателя журнала о причинах отсутствия в президентском Совете учителей словесности, подчеркнул, что никто не принижает значение учительского труда, что авторитетные педагоги получат возможность высказать свое мнение.
Это касается и единого учебника по русскому языку. О том, быть ему или не быть, до хрипоты спорят все, кому не лень: от родителей до так называемых экспертов от образования, ни дня не проработавших в школе. А кто спросит мнение у учителя-словесника? Хотя бы всероссийский опрос в регионах организовали по этому поводу. Пусть бы русисты на местах высказали свою позицию, аргументировали свои выводы. Им же, в конце концов, работать с этим единым учебником! Результаты такого «учительского референдума» в обязательном порядке должны быть рассмотрены на заседании президентского Совета. Или хотя бы на Общественном совете при Минобрнауки. Но и там, за исключением одного учителя литературы, сидят лишь ученые, эксперты-общественники, лингвисты-теоретики, то есть те, кто пишет «на темы», а не преподает язык напрямую.
Глава Госдумы Российской Федерации Сергей Нарышкин не раз отмечал важность привлечения к работе над документом представителей профессионального сообщества, прежде всего учителей. Именно они должны сказать свое веское слово. Их точка зрения куда важнее мнения «ведущих специалистов в русской филологии».
Всего два часа в неделю
По большому счету будет ли учебник русского языка единым или линейным, не столь важно, если в учебном плане школы будет заложено минимальное количество часов, как это происходит в настоящее время. Заявления о том, что государственный язык должен изучаться во всех школах России, что при этом число часов на русский язык не может уменьшаться (об этом сказала на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку президент Российской академии образования Людмила Вербицкая), радуют мало. Наоборот, количество часов, отведенных на преподавание языка Пушкина, нужно срочно увеличивать, хотя бы восстанавливать до прежнего уровня.
Условно: сейчас два часа в неделю, а было — четыре. Около десяти лет назад в девятом классе на изучение русского языка отводилось три часа, литературы — два. Теперь с точностью до наоборот. Между тем государственный экзамен по литературе сдают единицы, а русский язык обязателен для всех. Почему в десятом профильном классе на изучение русского языка отводится всего один час в неделю, а в гуманитарном — три? Как известно, и те и другие в одинаковых условиях сдают ЕГЭ по русскому языку, единственному предмету, результаты которого учитываются при поступлении во все вузы.
Эксперты-лингвисты подсчитали: с 1985 года количество часов, отводимых на изучение русского языка в школе с русским языком обучения, уменьшилось на четырнадцать часов. Зато изучение иностранных языков в начальной школе выросло на двенадцать часов в неделю. Такое пренебрежение к русскому языку и привело к тому, что в ряде национальных республик решили увеличить изучение национальных языков именно за счет русского. Без согласования с родительским сообществом были приняты учебные планы с сокращенным (лишь с базовым уровнем) изучением русского языка.
В феврале позапрошлого года на заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил о необходимости разработать для средней школы единые учебники истории. Идея получила продолжение. Практика была распространена на русский язык и литературу. В минувшем мае законопроект о единых учебниках по литературе и русскому языку, подготовленный председателем Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и председателем Комитета Госдумы по образованию Вячеславом Никоновым, был внесен в Госдуму.
И учебник на всех один

«У нас одна общая страна, у нас одна общая история, у нас одна общая культура, у нас один общий язык. Следовательно, у детей может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник литературы», — аргументировала свою позицию на заседании патриотической платформы «Единой России» Ирина Яровая. Проект закона сразу же вызвал гневную отповедь свободолюбивой педагогической общественности. В основном теми, кто эти многочисленные учебники, учебные пособия и сборники пишет и издает на государственные деньги. Общественный совет при Минобрнауки РФ заявил, что введение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора «приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей».
Иное мнение у члена Общественного совета, заслуженного учителя России, доцента РГПУ имени Герцена, заместителя директора физико-математического лицея №239 Сергея Рукшина. И его, кстати, разделяют многие практикующие учителя-русисты. Во-первых, будет прекращена порочная практика выпуска огромной массы невостребованных учебников, которые ранее были допущены министерством. В школьной библиотеке одной из московских школ мне показали горы неразрезанных комплектов учебников. Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев насчитал более ста учебников русского языка, которые используются в стране или складируются в библиотеках.
Во-вторых, многообразие учебников часто приводит к дезориентации ученика, ранее обучавшегося по одной программе, а при переходе в другую школу вынужденного учить язык, скажем, не по Ладыженской, а по Разумовской. Или сменяется педагог, приводящий в новую школу «свой» учебник.
В-третьих, если необходимость одного учебника по истории, а также по литературе не столь очевидна в силу неоднозначности научных интерпретаций и научных выводов, то базовый учебник по русскому языку, с его строгими правилами правописания, единой морфологической и синтаксической структурой, объективно не требует особой вариативности.
В-четвертых. Так как русский язык является обязательным предметом на Едином государственном экзамене в отличие, скажем, от той же истории или литературы, то изучение родного языка по различным учебным пособиям приводит к разнобою в знаниях. В одной школе или регионе учили так, в других — этак. Минимальный порог положительной оценки ЕГЭ по русскому языку в прошлом году был снижен на 12 баллов по сравнению с предыдущим учебным годом — до 24 баллов. По данным Рособрнадзора, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году число работ с высоким баллом (от 80 до 100) не превысило 13,3 процента. При этом было выявлено значительное различие в уровне знаний учащихся различных школ, муниципалитетов и регионов.
Русский язык без литературы
Вариативность учебных изданий по русскому языку, по убеждению Ирины Яровой, фактически нарушает конституционные нормы на равные права детей на образование и не обеспечивает доступности и одинакового качества образования. Кроме того, существуют единые стандарты оценки его итогов, которые также не учитывают разнообразие стандартов. Именно это имел
в виду известный школьный педагог, директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, когда говорил в ходе дискуссии о важности существования единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов. Иначе, по его словам, 52 тысячи российских школ создадут 52 тысячи различных программ.
Ирина Яровая считает, что нервная реакция оппонентов законопроекта обусловлена коммерческими интересами потенциальных авторов учебников и учебных пособий, сборников текстов и других дидактических материалов. Этого мнения придерживаются и другие законодатели, поддержавшие законопроект. По их мнению, огромное количество учебников русского языка, которые авторы пишут под контролем Минобрнауки по принципу покупки услуг, порождает товарно-денежные отношения с высоким коррупционным риском и низким качеством исполнения.
Практикующие школьные преподаватели русского языка, как правило, за создание такого единого учебника или, в крайнем случае, линейки базовых учебников. По мнению президента общественной организации «Столичный учитель», победителя конкурса «Учитель года-2004» Алексея Лукутина, идея эта вполне здравая, так как нынешняя многовариантность весьма условна. В сущности, если не придираться, различия в том или ином учебнике русского языка минимальны. Зачем плодить новые и новые издания? «И если учебник русского языка, — говорит он, — будет написан профессиональным коллективом авторов, понимающих, что именно развитие коммуникативных навыков (в широком смысле этого слова) детей и обучение их грамотной письменной речи, то я за такой учебник».
Педагоги уже давно говорят о необходимости разделить предмет «Русский язык и литература» в Федеральном государственном стандарте на два предмета. Они даже обратились с соответствующей просьбой к депутатам Госдумы внести поправку в законодательство. В ряде школ деление учителей на тех, кто преподает только русский язык, и тех, кто литературу, давно стало нормой.
По федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы к концу 2020 года предполагается увеличить число учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий, в два с половиной раза. В десять раз возрастет количество качественных ресурсов в Интернете, позволяющих изучать русский язык, получать о нем информацию. Так что осталось недолго ждать ответа на вопрос, помогут ли эти меры переломить неблагоприятную ситуацию с грамотностью.