Полет длиною в столетие

23 декабря Дальняя авиация России отмечает вековой юбилей

Столетие ударной силы ВВС, авиационной составляющей триады стратегических ядерных сил России — знаменательная дата в истории нашего Отечества. Пройденный путь был тернист и нелегок. Но при всех трудностях и пережитых невзго­дах Дальняя авиация была и остается надежным ядерным щитом нашего государства. 

Полет длиною в столетие  
О славной истории и нынешних днях крылатой гвардии беседа нашего корреспондента с командующим Дальней авиацией генерал-лейтенантом Анатолием Жихаревым
 
РФС: Анатолий Дмитриевич, напомни­те хотя бы вкратце нашим читателям основные вехи становления и разви­тия Дальней авиации. Известно, что летоисчисление авиаторов-дальников началось с создания первого в мире соединения тяжелых воздушных ко­раблей «Илья Муромец»…
17 августа 2005 года Владимир Путин совершил полет на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Отвечая на вопрос, не слишком ли рискованным был полет, Президент России отметил, что особого риска не было. И добавил: « Мне было приятно посмотреть, как работают летчики — четко, слаженно и высокопро¬фессионально — как и должно быть в ВВС». Президентский экипаж пилотировали Анатолий Жихарев, штурман Владимир Адамов и штурман-оператор Олег Баранов. Летчики подарили Владимиру Путину макет Ту-160. Анатолий Жихарев вручил также Президенту планшет с полетной картой, пилотку и перчатки.
Анатолий Жихарев: 10(23) декабря 1914 года указом императора Николая Второго было высочайше утверждено решение военного совета российской армии о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Начальни­ком первого в мире соединения тяже­лых бомбардировщиков был назначен бывший морской офицер и первый авиационный генерал, председатель совета акционеров Русско-Балтийско­го вагонного завода, производивше­го самолеты, Михаил Владимирович Шидловский. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противни­ка. В воздушных боях они уничтожили 12 вражеских истребителей, в то вре­мя как за всю войну был сбит лишь один самолет «Илья Муромец». 39 лет­чиков эскадры стали Георгиевскими кавалерами.
 
После Октябрьской революции во­енное ведомство предприняло попыт­ку воссоздать эскадру. 22 марта 1918 года декретом СНК была организована Северная группа воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Самолеты собрали все на том же вагоноремонтном заводе из числа ранее недостроенных. В июне 1921 го­да авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Он состоял из трех отрядов по 2 самолета в каждом. Самолеты эксплуатировались до 1923 года.
 
Принятие на вооружение в декабре 1930 года бомбардировщика ТБ-3 по­зволило значительно увеличить бое­вой состав нашей авиации. В 1933 году тяжелобомбардировочные отряды, эскадрильи, бригады объединили в армии особого назначения. Таким об­разом, в нашей стране впервые в мире была создана стратегическая авиация
 
РФС: А вскоре была война… На днях вы с участием министра обороны Сергея Шойгу, а также ветеранов, действующих летчиков открыли в Москве памятник авиаторам-дальникам (см. фоторепортаж). В скульптурной группе связь поколений символизируют три фигуры пилотов. Один из них — представитель поколе­ния грозных 40-х годов прошлого века.
 
Анатолий Жихарев
Анатолий Дмитриевич Жихарев родился 5 июля 1956 года в с. Протопоповка, Харьковской области. 1978 г. — закончил Тамбовское ВВАУЛ им. М. Расковой.

1985-1988 гг. — слушатель командного факультета Военно-воздушной академии им. Ю. А.  Гагарина.

2003 г. — окончил курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
В частях Дальней авиации про
шел все командные должности от помощника командира корабля до начальника штаба-первого заместителя командующего 37 ВА ВГК (СН). Освоил 8 типов самолетов, имеет налет более 3000 часов. «Заслуженный военный летчик РФ», летчик-снайпер, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Кандидат военных наук.

5 августа 2009 г. — назначен на должность командующего Дальней авиацией
Анатолий Жихарев: Руководитель авторского коллектива — народный художник России скульптор Салават Щербаков, заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский и все те, кто принимал участие в создании это­го памятника выразили, таким образом, свою безмерную благодарность авиа­торам Великой Отечественной войны.
 
Первые боевые вылеты экипажи Дальней Бомбардировочной Авиации (ДБА) выполнили уже 22 июня 1941 го­да. Самолеты нанесли удар по скопле­нию войск противника в районах Су-валок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики со­вместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года советские бомбардировщи­ки морской авиации Краснознаменно­го Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии на­несли удар по Берлину.
 
За пять лет войны дальники со­вершили около 220 тысяч боевых вы­летов, сбросили 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 диви­зий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены ор­денами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней авиации удостое­ны государственных наград, 312 — ста­ли Героями Советского Союза, шесте­ро — дважды Героями.
 
РФС: Поговорим о днях сегодняшних. Вы за «штурвалом» Дальней авиации уже целую пятилетку. Что позитивно­го вместили в себя эти годы, каковы результаты проводимой военной ре­формы?
 
Анатолий Жихарев: К сожалению, нас не обошли стороной организаци­онно-структурные изменения. Почему к сожалению? В конце 2009 года сое­динения и воинские части Командова­ния Дальней Авиации (КДА) перешли на новую организационно-штатную структуру. Произошло укрупнение авиационных воинских частей. В част­ности, всю тыловую и связную состав­ляющую включили в авиационную базу. В результате командиры авиабаз стали выполнять не свойственные им задачи. Сократилась численность лич­ного состава подразделений, умень­шилось количество воинских частей. Понизились штатные категории и во­инские звания, а это в свою очередь привело к увольнению высококласс­ных специалистов.
 
Сегодня ситуация меняется в луч­шую сторону. С приходом нового ми­нистра обороны Дальняя авиация вос­пряла духом. Начался переход КДА на структуру дивизия-полк. Мы возвра­щаемся к хорошо «забытому старому» и давно опробованному устройству авиационных соединений и частей, но с некоторыми особенностями. Во­инским подразделениям будут воз­вращены их почетные наименования. В немалой степени текущие перемены связаны с изменением геополитиче­ской ситуации в мире, пересмотром отечественной военной доктрины.
Несмотря на все проблемы, вре­менные издержки, я и мои товарищи глубоко уверены — стратегическая авиация у России была, есть и будет. Да, наши бомбардировщики — это на­ступательное оружие, но рассматрива­ется оно в качестве защитного вари­анта. Свидетельство тому — военная доктрина России. Мы первыми ни на кого нападать не собираемся, но и ра­зоружаться до бесконечности в угоду западным и заокеанским партнерам, как это происходило все 90-е годы, больше не намерены. Для сдержива­ния вероятной агрессии, отражения глобального удара дальники способны на адекватный ответ.
 
Илья Муромец Февраль 1914 года.
«Илья Муромец» садится на корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. В один из этих дней был установлен рекорд грузоподъемности самолета — 1290 кг. Пилотировал самолет сам Игорь Иванович Сикорский. В демонстрационных целях «Илья Муромец» совершил много полетов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолет. А не так давно современного «Илью Муромца» увидел на авиабазе в городе Энгельс сын прославленного авиаконструктора Николай Игоревич Сикорский.
РФС: Вы говорите об адекватном от­вете, а мне на глаза попалась инфор­мация из Интернета. «Сегодня Дальняя авиация России пребывает не в луч­шем состоянии. На вооружении ВВС России стоят 32 стратегических бом­бардировщика Ту-95МС, которые вы­пускались в СССР еще в 1980-х годах. И всего 16 сверхзвуковых стратегиче­ских ракетоносцев Ту-160, из которых два «крайних» Минобороны получило в 2000-м и 2008 годах».
 
Анатолий Жихарев: Да, основная ударная мощь Дальней авиации само­леты Ту-95МС и ТУ-160. Правда и то, что в большинстве своем они из про­шлого века. Но вот вам пример надеж­ности нашей, как пишут, «не лучшей» техники. Модифицированный вариант Ту-95МС начал поступать на воору­жение частей Дальней авиации в 1983 году. А четыре года назад два Ту-95МС совершили полет продолжительно­стью 42 часа 17 минут. В ходе выпол­нения задания экипажи выполнили четыре дозаправки в воздухе. Ресурс стратегических ракетоносцев рассчи­тан на 40 лет. К тому же в ближайшие годы планируется провести дополни­тельную модернизацию самолетов. На Ту-160 и Ту-95МС будут заменены морально устаревшие системы и агре­гаты. Это позволит также увеличить сроки эксплуатации. Одновременно с этим конструкторскими бюро актив­но ведется внедрение в жизнь самых перспективных разработок. В резуль­тате будет полностью заменено радио­электронное оборудование, изменятся системы вооружения.
 
РФС: Анатолий Дмитриевич, в одном из своих интервью вы заявили: воору­женные крылатыми ракетами боль­шой дальности стратегические раке­тоносцы способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но также, не прибегая непосредственно к воен­ным действиям, демонстрировать ре­шимость применения своего оружия. Как это понимать?
 
Анатолий Жихарев: Полеты на па­трулирование выполнялись еще в советские времена. В 80-е годы про­шлого века наши самолеты можно было наблюдать в районах Тихого и Атлантического океанов, вблизи гра­ниц Канады, США, Исландии и Вели­кобритании. Потом наступила пауза, и только с 2007 года мы стали вновь демонстрировать свое военное при­сутствие в удаленных районах. В на­стоящее время изменилась термино­логия, эти полеты теперь называются полетами по плану стратегического сдерживания. Что имеем в итоге?
 
Проделана огромная работа по подготовке летного состава, получен серьезный опыт дальних полетов в се­верных (полярных) и южных (субтро­пических) широтах, в районах Тихого и Атлантического океанов. Расширена география военного присутствия в странах Карибского бассейна (Никара­гуа, Венесуэла). Экипажи стратегиче­ских ракетоносцев Ту-160 выполнили полеты по плану мероприятий страте­гического сдерживания в акваториях Карибского, Северного, Норвежского морей, вдоль юго-западного побере­жья Североамериканского континента, Центральной и Северной Атлантики. Зафиксированы перехваты истребите­лями ВВС Норвегии, Великобритании, Португалии, Канады, США, Японии, Южной Кореи. Летным составом при­обретен опыт полетов над водным пространством в условиях ограни­ченного использования средств нави­гации с посадкой на аэродромах ино­странных государств. Инженерно-тех­нический состав вооружен навыками обслуживания авиационной техники и устранения неисправностей в усло­виях жаркого влажного тропического климата в отрыве от аэродрома основ­ного базирования. Получен практиче­ский опыт по организации осмотри­тельности и обнаружения перехвата ударных групп истребителями стран НАТО. В настоящее время силами ави­ационных баз КДА такие полеты вы­полняются ежемесячно.
 
 
Илья Муромец
 
РФС: Анатолий Дмитриевич, отцом-прародителем Дальней авиации Рос­сии по праву называют Игоря Ивано­вича Сикорского, создавшего первый в мире четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Еще в 2001 году во время своего официального визита в США Президент России Владимир Путин отозвался о Сикорском как о «выдающемся русском американ­це», который внес огромный вклад в развитие и процветание нации. В Санкт-Петербурге одна из площадей названа именем Сикорского. И есть группа энтузиастов, которые вот уже более десяти (!) лет пытаются пробить установку памятника Сикорскому на площади его имени. Имеется проект памятника, согласованный с семьей Игоря Ивановича, выпускалось распо­ряжение администрации города, были заседания градостроительного совета, но дальше разговоров дело не идет. Го­товы ли вы лично, ваши ветеранские организации подключиться к этому делу?
 
Анатолий Жихарев: Действительно, чуть более века назад Игорь Ивано­вич Сикорский создал самолет, на­много опередивший свое время. Но для меня этот человек не только вы­дающийся авиаконструктор, он еще и образец духовного служения людям. Не случайно свое детище Игорь Ива­нович назвал именем Ильи Муромца. Как мне кажется, на протяжении всей своей жизни он черпал в образе бо­гатыря и святого старца житейскую мудрость, огромную духовную мощь. Именно это и позволило ему стать не только гениальным изобретателем, но и быть замечательным мужем и отцом. А главное — несмотря на вы­нужденную эмиграцию, беззаветно и преданно любить Россию. Я двумя ру­ками поддерживаю инициативу уста­новки памятника Игорю Ивановичу Сикорскому в Санкт-Петербурге и го­тов включиться в эту работу.
 
РФС: Спасибо за поддержку. Това­рищ командующий, вас и ваших бо­евых товарищей, ветеранов Дальней авиации с наступающим юбилеем!
 
Беседовал Николай Тарасенко
 
Самолет  Ту — 160
ТУ-160
Просмотров 24129

23.11.2014 15:56

Загрузка...

Популярно в соцсетях