Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

Почему английский нельзя выучить по скайпу

Онлайн-уроки не смогут заменить живое общение педагога и ученика после пандемии

22.06.2020 00:00

Автор: Светлана Заверняева

Почему английский нельзя выучить по скайпу
фото: pixabay.com

Многие дистанционные технологии будут использоваться в системе образования и дальше независимо от того, будет или нет вторая волна коронавируса, выяснила «Парламентская газета».  Но при этом ученикам и их родителям не стоит волноваться, что все уроки переведут в Интернет. Онлайн в средней и высшей школе рассматривают как дополнение к классическому образованию. Какие дисциплины могут преподавать в дистанционном формате после  пандемии, рассказали законодатели и представители вузовского сообщества

В школах будут создавать цифровые портфолио

По данным аналитического центра НАФИ, 74 процента школьных учителей столкнулись с проблемами при переходе на дистанционное образование, и только 14 процентов назвали его хорошо организованным.

Что касается самих учеников, то им пришлось заниматься сразу на нескольких площадках, а объём домашних заданий увеличился, рассказала «Парламентской газете» замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Кроме того, и родители, и сами школьники жаловались на то, что  приходится проводить много времени за компьютером, так как для дистанционных уроков пока нет регламента.

Единые правила для онлайн-образования предлагает законопроект, оперативно разработанный и внесённый в мае сенаторами во главе с председателем Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Лилией Гумеровой. Документ донастраивает систему дистанционного образования и формирует правовое поле и методическую базу, чтобы организовать полноценное обучение. После его принятия Минпросвещения и Минобрнауки своими подзаконными актами пропишут регламент обучения: сколько должен длиться урок, как учитель ставит оценки и так далее.

Как проверят пробелы знаний у школьников из-за вынужденной «дистанционки»

Как поясняют авторы, про всеообщее и единственно возможное онлайн-образование в законопроекте речь не идёт. «Никто не ставит задачу заменить онлайн-технологиями живое общение педагога с учеником», — подчеркнула Гумерова в интервью «Парламентской газете», но  развивать онлайн-обучение необходимо, чтобы в случае форс-мажора школьники не выпадали из учебного процесса.

Использовать цифровые технологии будут и при оценке знаний учащихся. Как сообщил временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев во время прямой линии по вопросам ЕГЭ 18 июня, в течение последних 10 лет ведомство отслеживает направления, где можно применить «цифру» и искусственный интеллект. Сейчас это кажется мифическим, но в недалёком будущем знания и умения учеников будут учитываться, в том числе и по цифровому портфолио, убеждён Музаев.

Преподавателям вузов привыкать к дистанту тяжелее, чем студентам

В высшей школе дистант также не рассматривают как альтернативу классическому образованию. Он должен дополнять традиционные формы обучения в вузах и способствовать разгрузке преподавателей. Такое мнение высказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков 5 июня в ходе прямой линии, организованной Минобрнауки.

У онлайн-технологий большой потенциал, который необходимо использовать и после окончания пандемии, согласны с министром в вузовском сообществе.

Минобрнауки проанализирует влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов

Первый проректор РЭУ им Г.В. Плеханова Пётр Карасев сказал «Парламентской газете» о том, что уверен —  приоритет дистанционного образования перед очным с годами неизбежно будет возрастать. 

В последние годы темпы развития дистанционных технологий в вузах оставляли желать лучшего, рассказал «Парламентской газете» директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко. В условиях пандемии пришлось действовать очень быстро. По его словам, переход в онлайн безболезненно пережили организации, которые уже использовали в своей работе элементы асинхронного обучения, участвовали в создании онлайн-курсов и в полной мере овладели  необходимыми технологиями. По опыту СПбГУ, после перехода на дистант,  преподаватели стали больше успевать на занятиях, а студенты -  лучше к ним готовиться. Педагогам, по мнению Старостенко, привыкать к новому формату было тяжелее, поскольку студенты, родившиеся уже в этом столетии, давно на «ты» со всеми технологиями и привыкли воспринимать онлайн-контент.

Какие дисциплины уйдут в онлайн

В новом учебном году в РЭУ им. Г.В. Плеханова будут использовать отдельные элементы дистанционных образовательных технологий. В первую очередь - это онлайн-курсы, которые по итогам апробации вуз отберёт для включения в свои образовательные программы.  Университет планирует предоставить студентам возможность выбрать курс из перечня и заявить сертификат об успешном его окончании в качестве зачёта освоения дисциплины из учебного плана, пояснил Пётр Карасев.

В СПбГУ дистанционное образование уже стало неотъемлемой частью образовательного процесса — некоторые дисциплины полностью перевели в онлайн-формат ещё до начала пандемии. Одна из перспективных форм, по мнению директора Центра развития электронных образовательных ресурсов университета  - онлайн-курсы в смешанном (blended) формате, по модели «перевернутого класса».  То есть студенты приходят на пары уже подготовленными, например прослушав лекции дистанционно,  и очно обсуждают с преподавателем какие-то нюансы и сложные моменты в пройденном материале, поясняет Владимир Старостенко.

Также вуз планирует разрабатывать и развивать и дальше онлайн-курсы и для широкого круга слушателей, которые хотели бы получить новые знания в разных областях науки. По данным Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, во время пандемии  онлайн-аудитория   уже действующих курсов выросла в три раза.

Что невозможно выучить по скайпу

Однако некоторым сегментам учебного процесса онлайн-форма противопоказана, считает ректор РГГУ Александр Безбородов. По его мнению, дистанционные технологии совершенно неэффективны при изучении иностранных языков. На преподавателей при переходе в онлайн ложится большая нагрузка, а студенты из-за технической протяжки звука не всё понимают. А если к этому добавить периодические сбои в трансляции, то это не урок, а мука, поделился опытом ректор с «Парламентской газетой».

Как отразился вынужденный переход  дистант школ и вузов, станет известно уже в сентябре. В начале нового учебного года в школах проведут диагностику знаний, чтобы выявить возможные пробелы в образовании учеников из-за вынужденного дистанционного обучения в период карантина, сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на совещании в Совете Федерации 9 июня. Как уточнила  сенатор Лилия Гумерова, бояться детям проверки не стоит, она  пройдёт в рабочем режиме в форме проверочных и контрольных работ. Министерство науки и высшего образования, по словам главы ведомства Валерия Фалькова, также планирует в новом учебном году провести мониторинг и посмотреть, в каких университетах есть сложности с усвоением материала в дистанционном формате.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3026